Большой вклад в разработку проблемы взаимоотношения языки и искусства внесли К. Фосслер, Потебня, ученые пражского лингвистического кружка (Якобсон), академик Виноградов, Лотман, Лосев, Бахтин.
В книге «Мысль и язык» Потебня развивает в основном идеи о творческом характере языка, не только выражающего, но и организующего мысль. Язык для Потебни – это словесное творчество, конкретные речевые произведения. Значение слова считается результатом индивидуального творческого акта, всегда спонтанного, никогда неповторимого индивидуального акта духовного творчества.
Процесс понимания для Потебни – тоже индивидуальный творческий акт.
Процесс образования новых слов Потебня рассматривает как процесс создания представлений. Создаваемое слово, считает он, всегда состоит из 3 элементов: звука, знака и значения. Слово, заключает Потебня, выражает не всю мысль, которую принимают обычно за его содержание, а только один признак обозначаемого, один компонент мысли об обозначаемом. Ученый называет этот признак или представлением, или знаком, или внутренней формой слова. Этимологической
внутренней формой слова окно – признак «то, сквозь что смотрят и сквозь что проходит свет». Значение, равное лишь одному такому признаку, Потебня называет ближайшим этимологическим значением слова, а значение, равное множеству признаков, он называет дальнейшим этимологическим значением слова. Первое по содержанию – объективное, второе – субъективное. По мнению Потебни, слово без субъективного значения всего лишь звук, т.е. внешняя форма.
Между словом с внутренней формой и поэтическим произведением Потебня находит много общего. Слово с сохранившейся внутренней формой – это всегда образное, поэтическое слово, маленькое поэтическое произведение. Разница между словом и поэтическим произведением состоит лишь в большей сложности последнего. И слово, и художественное произведение представляет собой, по Потебне, сочетание содержания (идея), внутренней формы (образ, который указывает на содержание) и внешней формы, в которой объективируется худ. образ; с забвением внутренней формы художественное произведение теряет свою ценность. То же самое происходит и в языке: поэтические слова, т.е. слова с внутренней формой, постоянно превращаются в прозаические слова, т.е. слова без внутренней формы. Прозаические слова снова могут преобразовываться в поэтические в результате их метафоризации, метонимизации. Поэтическое, или образное, мышление вследствие этого все время взаимодействует с прозаическим, высшей ступенью которого является язык науки.
Понятие внутренней формы Потебня распространяет и на другие виды искусства: живопись, скульптуру, музыку: «в произведении искусства образ относится к содержанию, как в слове представление – к чувственному образу или понятию».
Эстетическая функция заключается в установке на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата. Эстетическая функция характерна в первую очередь для поэтической речи (фольклора, художественной литературы), но не только для нее - эстетически совершенной может быть и публицистическая, и научная речь, и обыденная разговорная речь.