Васильев. Эстетический подход возник во второй половине 19 в. В связи с критикой принципов младограмматизма. Он был обусловлен интересом лингвистов этой поры к языку худ. лит-ры и фольклора. Крупнейшим представителем и главой этого направления на Западе был Карл Фосслер, книги: «Позитивизм и идеализм языкознания», «Язык как творчество и развитие», «Дух и культуры в языке». Фосслер причислял себя к идеалистам и с этих позиций критиковал позитивизм в языкознании, т.е. он полагал, что лингвист должен не только описывать языковые факты, чем занимались в основном младограмматики, но и обращаться, как Гумбольдт, к общим проблемам лингвистики. Развивая его идеи, Фосслер стремился обосновать взгляд на язык как индивидуальное творчество. Экспрессивную функцию языка, т.е. функцию выражения мысли , он считал более важной, чем коммуникативную, а главным разделом лингвистики он предлагал считать стилистику как часть эстетики, основной задачей которой должно быть изучение языка как искусства. Грамматика, по его мнению, должна «раствориться в эстетическом рассмотрении языка».
Фосслер много писал о стиле (- индивидуальное употребление языка), дал свое определение внутренней формы (- лингвистический вкус, чувство). Был убежден, что творцом языка является личность (не народ).
Школа эстетического идеализма просуществовала в Германии до середины 20 в. На смену ей пришло неогумбольдтианство.
Фосслер и другие представители Э. и. решали научные проблемы с позиций субъективно-идеалистических, выдвигая на первый план экспрессивно-эстетическую функцию языка. Однако, рассматривая язык как культурно-историческое явление, которое невозможно исследовать вне связи с культурой и историей народа, школа Э. и. расширила и обогатила проблематику науки о языке, поставив перед ней ряд новых важных задач — создание лингвистической стилистики, изучение языка писателя и его соотношения с общенародным языком, а также роли художественной литературы в развитии литературного языка народа и т. д.
В России представителями эстетического направления были Потебня и Я.К.Грот. Они тоже уделяли много внимания языку фольклора и художественной литературы. Продолжатели их дела, их идей в том или ином отношении Виноградов, Бахтин, Лотман и их последователи.