Русь старались сделать метрополией. 15-16 вв. – усиление феодальной эксплуатации крестьян, приктически полное обезземеливание, обострение борьбы м/убоярами и молодым дворянством, происходит усиление самодержавной власти. 2-ая половина 15 в. и 1-ые 10-ия 16 в. – период становления многонац-ого московского гос-ва. Своеобразие русского гос-ва этого времени:
1.самодержавная власть
2.опричнина
3.усилениие гнета простого народа
С 15 в. возникают еретические направления (ересь – учение, нарушающее оф-ую церковную догматику) в Пскове и Новгороде. Возникает такое понятие как полемизм. Период литературных движений. Первым было стригольничество (основано Карпом – цирюльником; стригольники отвергали церковную иерархию, выражали недовольство практикой продажи церковных должностей) в конце 14-15 вв. Второе – жидовствующие, к-ые отвергали понятие святых и святость Иисуса Христа.
В 16 в. нач-ся гонения еретиков. В эпоху возвышения Москвы и укрепления княжеской власти происходит внутрицерковная борьба. Появились противники монастырского землевладения. Иосифляне (Иосиф Санин – идейный вождь, игумен Волоколамского монастыря) – защитники идеи монастырского землевладения и идеи зависимости церкви от гос-ва. Заволжские старцы (Нил Сорский – идейный вождь) – выступали против вышесказанных идей. Победу одержали иосифляне. Независимость Московского кн-ва и превращение его в Русское гос-во происходило в сложной международной обстановке, к-ая отразилась в лит-ре того времени. В 1439 г. появ-ся собрание Флорентийская уния – союз 2-х церквей: катол-ой и хрис-ой. В конце 14-15 вв. возникает теория Московского единодержавия. В эту эпоху появилась идея «Москва – 3 Рим». Возникла в недрах православной церкви. Развивал ее старец Филофей.Теория происхождения Русского государства нашла свое выражение в «Сказании о князьях Владимирских». В нем утверждалось, что русские государи ведут свое происхождение от римского императора Августа. Эту идею поддержала церковь, которая к тому же связала ее с концепцией «Москва – Третий Рим».Большую роль в истории культуры России сыграло появление книгопечатания. Первые попытки его относятся к концу XV в., но началось оно в 1553 г. В 1563 г. было построена первая типография в Москве. Книгопечатание стало государственной монополией. Во главе типографии стояли Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1564 г. была напечатана первая русская печатная книга «Апостол».Конец 14 – начало 15 вв. – период 2-го южнославянского влияния на русскую культуру и лит-ру. Особенность этого влияния: в стиле лит-ых памятников преобладает торжественная патетика, украшенная речь, избыточный панегиризм (панегирик – хвалебная песнь). Епифаний Премудрый – известный книжник того времени, автор «стиля плетения словес» («Житие Стефана Пермского», «Житие Сергия Радонежского» и т.д.)
Основные черты плетения словес:
1. Повествование членится на обширные периоды
2. Для него характерно обилие риторических вопросов и восклицаний.
3. Широко распространено употребление тавтологических оборотов, повторения этимологически родственных слов (злоумышленное умышление, скорообразным образом, смиренномудростию умудряшеся, горя верою правоверия, видимое видение, светильник светлый, хвалить похвальными гласы).Так возникли фразеологические обороты: смертию смерть поправ, кесарю кесарево, шутки шутить, дело делать.
4. создавались сложные слова-неологизмы, в основе которых лежали сложные ассоциации: небопарный орел, огнезарный взор, солнцезарный ангел. Игра слов приводила к затемнению смысла, что и считалось показателем красноречия автора.
5. Широко использовались перифразы – описательные названия предметов и явлений.
6. Для этого стиля было характерно обилие тропов: символов, метафор, изысканных сравнений, цветистых эпитетов.
7. В области лексики преобладали слова с отвлеченным значением, абстрактная лексика, фонетические, словообразовательные и семантические старославянизмы. Из высоких литературных произведений исключается бытовая, политическая, военная и экономическая терминология, названия должностей, конкретных явлений природы.
8. Конкретные названия должностей заменяются описательными оборотами: вместопосадник говорится вельможа некий, властелин граду сему.
9. полинтот – употребление одного и того же слова в разных падежах
10. Фактический материал перемежается пространными лирическими излияниями автора и обильной цитацией религиозной литературы.
Лит-ра делится на:
1.официальную,или лит-ру власти
2.общественную
новые тенденции в развитии лит-ры:1.усиление роли публицистики; 2.лит-ое общение Москвы и Зап-ой Европы
Под влияниемЗап-ой лит-ры появ-ся «Лусидариус» - энциклопедия по всем отраслям знаний. Лит-ра из областной превращается в единую Московскую. Появ-ся произ-ия компилятивного, сводного хар-ра, н-р «Летописные своды», «Великие Четьи – Минеи» (псалтырь, собрание агиограф-их произ-ий в 12 томах).
«Степенная книга» написана в 1563 г., содержит 17 разделов.Схема книги построена в виде ступеней родословной лестницы великих князей (отец, сын, внук и т. д.), начиная от Владимира I и кончая царем Иваном. Образы в книге идеализированы, проникнута мыслью святости гос-ой власти. Даются отд-ые черты психолог-ой хар-ки.
«Стоглав»написана по постановлению церковного собора в 1551 г. Имеет вопросно-диалогическую форму и очевидную религиозную сторону.
«Домострой» - это как полит-ий, так и дидактический свод правил семейной жизни, а также всех областей жизнедеят-ти чел-ка. Имеет 64 главы, составитель Сильвестр.Домострой – памятник нравоучительной литературы, повествовательный элемент в нем подчинен назидательным целям поучения. Поучения «от отца к сыну» (известны на Руси с 11 в.), афористически выраженные нравственные сентенции учительных сборников (Поучение и наказание отцов духовных); разного рода средневековые «обиходники», которые определяли чин монастырского служения и порядок домашней жизни использованы составителем Домостроя для усиления доказательности и достижения беспрекословности исполнения, для чего автор ссылается на освященные традицией образцовые тексты Священного писания и отцов церкви.