Владимир Всеволодович Мономах (1053—19 мая 1125) — великий князь смоленский, черниговский, переяславский, киевский с 1113 г., государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель.Получил свое прозвание по линии матери - дочери византийского императора Константина Мономаха.Стремился сохранить политическое, военное и культурное единство Руси на новой моральной основе: на основе договоров о союзах князей между собой, скрепляемых целованием креста, взаимными обещаниями и сохранением за собой отчин без посягательств на отчины соседей. Свою идею союзов В. В. М. постоянно высказывал на княжеских съездах. Устанавливает В. В. М. и культ князей братьев Бориса и Глеба. В. В. М. стремился по возможности смягчить также и социальные противоречия.Законодательным путем вводит некоторые смягчения для низов, облегчает положение должников и закупов. Так возникает Устав Владимира Мономаха, включенный затем Пространную Правду. Этот устав упорядочил прибыли ростовщиков и, определял условия закабаления, не покушаясь на основы феодальных отношений, стремился хотя бы декларативно облегчить положение должников и закупов. Идя навстречу народным чаяниям, Великий Князь повелел также выслать из Киева всех евреев.Княжение Владимира Мономаха было периодом последнего усиления Киевской Руси.Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета литературной и художественной деятельности на Руси. В Киеве воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью. Владимир перед смертью построил прекрасную церковь на Альте, на месте гибели князя Бориса. К этому времени относят и появление нашей первоначальной летописи. Игумен Сильвестр (ок. 1115 г.) собрал в единый свод уже имевшиеся отрывки, и, вполне вероятно, сам добавил те, свидетелем которых он был. В числе вошедших в этот свод были писания летописца Печерского монастыря Нестора, после чего этот свод стали называть Несторовой летописью.
«Поучение к детям» Владимира Мономаха
«Поуче́ние Влади́мира Монома́ха» — литературный памятник XII века, написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом. Это произведение называют первой светской проповедью. «Поучение» дошло до нас в составе «Лаврентьевского летописного свода» (1377) под 1096 г.На примере личного жиз-ого опыта Владимир дает высокий образец слежения князя интересам своей земли. Хар-ая особенность «Поучания» - тесное переплетение дидактики с автобиограф-ми элементами. Наставления подкремпляются не только сентенциями из «Священного писания», но и конкретными примерами собственной жизни. Выдвигает задачи общегос-ого порядка. Свящ-ая обязанность князя – забота о благе своего гос-ва, его ед-ве, строе и неукоснительное соблюдение клятв и договоров. В «Поучении» Владимир говорит о том, что междоусобные распри подрывают эконом-ое и полит-ое могущество гос-ва. В обяз-ть правителя входит сохранение мира. Другой обязанностью яв-ся попечение и забота о благе церкви. В соответствии с хрис-ой моралью требует заботливого отношения к «убогим». Сам князь должен быть примером. Самым главным пороком считает лень. Композиция:
1.Вступление, обращенное к детям, с хар-ым самоуничижением и просьбой
2.Дидактическая часть:
- Философские рассуждения
- Поучения (соц-ые, хоз-ые, поведение в быту)
- Рассказы о походах, мирных договорах
3.Заключение