Деизм - Бог создал мир, но не вмешивается в течение событий. Человеку даётся свобода выбора.
Предпосылки:
- Кризис феодального общества
- Буржуазные революции в Нидерландах и в Англии
- Быстрый прогресс естествознания
- Быстрое развитие промышленности
- Наступает эпоха великих географических открытий, стимулирующая приток золота из Нового Света и оживившая этим экономику Европы.
Познание становится центральной проблемой философии, а сам этот период в развитии философии приобрел гносецентристский характер.
Основными направлениями философии Нового времени были:
1. Рационализм, где главным источником знания считается разум, то есть умозаключения, идеи, мысли и понятия. (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
2. Эмпиризм, который утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. (Бэкон, Гоббс, Локк).
Френсис Бэкон – родоначальник современного материализма. Критика схоластики. Считал, что она основывается на 4 заблуждениях или 4 идолах (рода, пещеры, площади, театра). Сформулировал понятие материи как природы, или совокупность вещей. Материя обладает движением (активная внутренняя сила, напряжение материи). Она обладает первичными формами (тепла, света). Движение и покой – равноправные свойства материи. Принцип сенсуализма. Исследовал аналитический, индуктивный метод научного познания – метод восхождения от единого к общему. Не отрицал существование бога, признавал принцип двойственности истины, был материалистом только в объяснении природы.
Томас Гоббс – последователь Бэкона. Атеист. Отвергал концепцию двойственности истины. Сводил все формы движения к механической.
Джон Локк – разработал и обосновал принцип сенсуализма. Все человеческие знания имеют чувственное происхождение. Нет врождённых идей. Душа человека от рождения является «чистой доской». Всё, что мы знаем о мире – результат воздействия внешней среды. Теория «первичных» и «вторичных» качеств. Вещи обладают объективными (первичными) качествами – протяжённостью, формой, непроницаемостью, движением (геометрические и механические свойства вещей, поддающиеся количественному измерению). Воздействия на нас, первичные качества вызывают в нас цвета, запахи, вкусы (субъективные или вторичные качества).