Фома Аквинский. Произведения «сумма теологии» и «сумма против язычников» - построены в виде сотен вопросов и подвопросов, на которые даются категорические ответы. Бог это «чистая форма», причина и конечная цель всего существующего. Важное место в его философии занимает учение о божественном творении мира. Вещи суть единство материи и формы. При этом материя результат божественного творения, она есть лишь «чистая возможность» вещей. Вещи становятся вещами только благодаря форме. ФА делил все догматы веры на разумно постижимые человеком (бог существует, бог един, человеческая душа бессмертна и т.д.) и разумно непостижимые, которые должны быть приняты человеком на веру, ибо они сверхразумны, недоступны человеческому разуму (догмат сотворения мира, троичности бога). Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть «очевидное» доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения – окружающего мира, как считал Августин Блаженный).
Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:
• движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;
• причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;
• случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
• степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог;
• цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.
Общие идеи ФА:
• все состоит из материи и формы (идеи);
• суть любой вещи — единство формы и материи;
• форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;
• форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;
• идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.
ФА о познании:
• откровение и разум (вера и знание) – не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;
• вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;
• вера и разум дают истинное знание;
• если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;
• все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;
• разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;
• не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;
• философия и теология — разные науки;
• философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;
• все остальное (божественное откровение) может познать только теология.
Аверроэс - теолог, правовед, врач, математик, был последним крупным арабским философом. Он был признанным автором комментариев к Аристотелю, четырех трактатов о единстве разума, о соответствии религии и философии, полемики с противниками философии Аль Газали («Опровержение опровержения»). Аверроэс считал Аристотеля самым великим из людей, которыми Провидение одарило человечество. Он говорил, что выше разума Аристотеля человеческий разум вознестись не может. Свою задачу Аверроэс видел в комментировании его работ. Эти комментарии принесли ему мировую славу.
Аверроэс стремился очистить от платонических наслоений взгляды, которые преобладали в арабской философии, но фактически не выполнил эту задачу, поскольку оставался верным традиции и его интерпретация Аристотеля была далека от аутентичной. Прежде всего, общую иерархическую концепцию мира - иерархию видов бытия между Богом и человеком - он перенял с небольшими видоизменениями у Авиценны.
По отдельным проблемам Аверроэс имел оригинальные воззрения, среди них один взгляд имел большое значение - это был взгляд на природу разума и бессмертие души.
То, что Авиценна говорил о деятельном разуме, Аверроэс распространил на весь разум. Он считал, что разум един и безличен. Им обладают все человеческие души, и во всех душах он один и тот же. Он бессмертен, но безличен, и его бессмертие не является бессмертием для отдельных душ. Индивидуальные души умирают вместе с физическими телами, и только человечество, как целое, бессмертно.
Эти и им подобные теории привели Аверроэса к самостоятельному взгляду на соотношение философии и религии. Он утверждал, что они, в принципе, соответствуют друг другу, поскольку религия говорит о том же, что и философия, но говорит образно. Не многие умы способны понять истину философии, для иных истина доступна лишь в виде религии. Религиозные тексты по-разному понимают философы и простые люди, теологи также достаточно часто интерпретируют их по-своему. Этот взгляд весьма удачно был определен как учение о двойственной истине. И всё-таки самой совершенной для Аверроэса была философская истина.