Европейское Средневековье охватывает период от распада Римской империи (5 век) и до эпохи Возрождения (15 век).
Предпосылки:
- Переход от рабовладельческого строя к феодальному (из-за снижения эффективности труда).
- Политеизм Античности сменился монотеизмом – Европа приняла христианство, которое стало единственной государственной религией.
- Влияние античной философии (неоплатоники).
Особенности средневековой философии:
- Теоцентризм – источником и причиной всего существующего является Бог.
- Креационизм – весь мир видится Божьим творением, созданным из ничего Божественной волей.
- Провиденциализм – все происходящее в мире признается проявлением Божественной воли и соответствует изначальному Божественному замыслу.
- Традиционализм – средневековая философия опиралась на авторитет Священного Писания и была крайне нетерпима к ереси.
- Идея о бессмертии души.
- Вера в высшее знание.
- Сотериология – учение о спасении души.
- Эсхатология – учение о конце света (второе пришествие).
- Философия – служанка богословия.
Этапы средневековой философии:
- Патристика (2-8 века) – теолого-философские взгляды «отцов церкви», обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства, опираясь на достижения античной философской мысли. Представитель – Августин Блаженный.
- Схоластика (8-15 века) – особое направление философской мысли, посвященное рационалистическому обоснованию христианской догматики; возвращение к философии Аристотеля. Схоластика рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии. Представитель – Фома Аквинский.
Проблема универсалий. Одна из особенностей философии средневековья проявилась в споре между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, т.е. о природе общих понятий.
Реалисты (Иоанн Скот, Фома Аквинский), основываясь на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепции о трех видах существования универсалий:
1. до вещей в божественном разуме
2. в самих вещах, как их сущность или форма
3. после вещей, в человеческом разуме, как результат абстракции и обобщения.
Номиналисты (Росцелин) отрицали идею объективного существования общего. Они считали, что универсалии существуют лишь в человеческом разуме, т.е. отрицали не только наличие общего в конкретной вещи, но и его существование до вещи. Универсалии - только имена вещей и существование их сводится лишь к колебанию голоса. Существует только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания.
Церковь приняла умеренный реализм Фомы Аквинского и осудила номинализм Росцелина. Выступая против крайностей реализма и номинализма, Пьер Абеляр выработал объединяющую формулу концептуализма: универсалии не обладают самостоятельной реальностью. Реально существуют лишь отдельные вещи, однако универсалии получают реальность в сфере ума в качестве понятий, представляющих собой результат обобщения отдельных свойств вещей.