пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

6. Предпосылки возникновения античной философии. Школы античного материализма.

Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в Y-IY вв. до н.э. Она развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они пытались научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных растений и человека. Ими были высказаны интересные идеи о движении, величине и форме небесных тел, о причине солнечных затмений, о количестве дней в году и т.д. Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Главный вопрос древнегреческой философии - о первоначале мира. Здесь философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику.

Предпосылки зарождения философии:

  • Разделение труда
  • Увеличение количества свободного времени
  • Появление металлургии – увеличение производительности труда – возникновение избыточного продукта – организация труда – необходимость получения знаний
  • Захватнические войны – рабовладение
  • Разделение города и деревни
  • Развитие торговли – путешествия – обмен опытом
  • Духовная предпосылка – мифология, как первый способ объяснения сущности мира.

Первыми крупными философами, предложившими варианты материального первоисточника мира, стали так называемые милетские «физики» — Фалес Милетский, Анаксимандр и Анаксимен. Они считали, что есть некое первовещество, различные сочетания и изменения форм которого создают все остальные вещества. Итогом для всех вещей является возврат к первовеществу. Милетские философы пришли к разным выводам: у Фалеса этим первоначалом называлась вода, у Анаксимандра — «апейрон» (неопределённая материя), у Анаксимена — воздух, то разрежающийся, то сгущающийся вновь.

Гераклит считал первовеществом огонь, как наиболее тонкую и живую материю. Мир по Гераклиту - упорядоченный Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся  и закономерно потухающим. Все предметы и явления природы рождаются из Огня и, исчезая, вновь превращаются в огонь. Все изменения мироздания у Гераклита происходят в известной закономерности, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости. Необходимость - это всеобщий закон - Логос (разум).

Представители пифагорейской школы началом всех вещей считали числа. Весь мир у них численно определен, все можно посчитать, число материально.

Представители элейской школы (Парменид, Ксенофон, Зеннон) считали первоосновой землю, т.к. корни деревьев под землей простираются в бесконечность. Центральное понятие их философии - бытие. Согласно элеатам: 1) бытие есть, а не бытия нет, 2) бытие едино и неделимо, в противоположность множественности и делимости всех вещей чувственного мира, 3) бытие познаваемо, а небытие непознаваемо, его нет для разума, а значит, оно не существует. Мир един, вечен, статичен и бесконечен.

У атомистов (Демокрит) первоначалом являлись атомы в пустоте. В мире есть цель (идея), и атомы соединяются друг с другом в результате цели. У всего в мире есть причина (всеобщий детерминизм). Существуют первичные и вторичные (вкус, цвет) качества вещей. Источник движения – душа, состоящая из атомов.


хиты: 9004
рейтинг:+2
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь