Классический (с середины XIXвека до начала XX века)
1. Г.Спенсер (1820-1903) – английский философ и социолог явился продолжателем контовского позитивизма, хотя и отрицал свою зависимость от взглядов его основателя. Главным для Спенсера, в отличие от Конта, было изучение не общества как целого, а его структурных единиц, их функций и взаимодействия. Не случайно социологические взгляды Спенсера рассматриваются как пример индивидуалистического подхода к изучению общества и его эволюции.
Отождествляя социальное с биологическим, Спенсер тем не менее считал, что отдельные личности могут обладать гораздо большей самостоятельностью, чем биологические клетки. Он, подчеркивая свойство саморегуляции в живой материи, на этом основании ставил под сомнение значимость государственных форм, рассматривал их в качестве инструментов насилия в большей мере, чем агентов регуляции. Общество по мере развития своей промышленной основы движется все к большей дифференциации. Как позитивист, Спенсер отрицательно относился к социальным революциям, считая их болезнью.
Центральное понятие всей мировоззренческой концепции Спенсера – эволюционизм. Согласно идее закономерной эволюции общественной жизни процесс социальных изменений совершается по естественным законам, независимо от желания людей.
Органицизм, эволюционизм, функционализм – три основных «кита» социологии Г. Спенсера.
2. К.Маркс. Главный вклад Маркса в социологию заключается в анализе социальной структуры общества, в исследовании сущностей и природы классов. Глубоко и всесторонне им исследованы также проблемы отчуждения. Существо нового подхода состояло в доказательстве определяющей роли экономического фактора в общественном развитии. Маркс выделил в качестве базисных в общественных отношениях экономические, наиболее глубоко влияющие на все остальные структуры и процессы. Они определяют «духовную» надстройку, к которой ней Маркс относил различного рода политические, нравственные, духовные и иные общественные институты. В его теории заметен и социальный детерминизм, объясняющий механизм взаимодействия общества, социальных групп и личности. Экономические отношения и специфические отношения общественных классов определяют развитие общества.
Динамика социального развития, по Марксу, обусловлена постоянно возникающим противоречием, конфликтом между развивающимися производительными силами, с одной стороны, и производственными отношениями - с другой.
3. Классическая социология (Э. Дюркгейм, М. Вебер)
Выделим основные идеи социологии Дюркгейма.
1. Если Конт исследовал лишь процесс возникновения социальных явлений, то Дюркгейм искал причину этих явлений.
2. Он доказал, что общество – это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой.
3. Важное значение в социологии Дюркгейма имела трактовка общества как преимущественно нравственной реальностью. Поэтому он выступал против политических революций, считая, что они мало что изменяют в социальных системах.
4. Дюркгейм явился родоначальником структурно-функционального анализа в социологии: он исследовал социальные факторы под углом зрения в конкретных социальных системах.
5. Большое внимание Дюркгейм уделял статистике, методике и технике конкретных социологических исследований. Им было проведено ряд прикладных исследований с использованием целого набора методов.
Социология М. Вебера. Кратко выделим их наиболее значимые теоретические социологические положения.
1. М. Вебер доказал, что социология не может быть сведена к наукам естественным.
2. Он постоянно подчеркивал, что деятельность общественных институтов, их структуры и формы поведения зависят от людей. Их действия соответствуют неким образцам. Образец в свою очередь выражает суть общественного интереса эпохи или идеального типа. Отсюда Вебер делает вывод, что социология является наукой об идеальных типах (идеальных моделях, образцах). Последние регулируют социальные действия людей
3. Социология, в отличие от философии, никогда не отрывается от частного и индивидуального. Они как бы пребывают в глубине социологии. Вебер создал и развил концепцию «понимающей социологии». Ее основная задача заключается в том, чтобы понять и объяснить, во-первых, посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам это им удается; во-вторых, какие последствия имеют их стремления для «осмысленно - соотнесенного поведения других людей».
4. В своей социологии понимания Вебер центральное место отводил проблеме ценностей, в том числе моральных, политических, эстетических, религиозных.
5. Вебер сыграл большую роль в становлении и развитии социологии религии как специальной области знаний.
6. Вебер постоянно подчеркивал, что социология должна основываться на научных суждениях, свободных от личных пристрастий ученых. Однако полностью избавиться от них невозможно. Тем не менее, Вебер считал, что надо стремиться к максимальной свободе от политических, экономических, идеологических ценностей, которые влияют на результаты исследования.