Основные формы бытия:
- бытие вещей, состоян процессов "первой" природы и бытие вещей "второй" природы вещей созданных трудом человека
- бытие человека как природн и социального существа
- индивидуализиров духовн бытие и объективированное (интерсубъективное) духовн бытие
- социаьное бытие (бытие отдельного человека и бытие общества)
История изучения бытия: В теор форме категория "бытие" впервые ставится эматами (Парменид, Зенон). Демокрит мыслит бытие как множиство атомов. Платон - подлиное бытие - мир эйдосов. Аристотель - битие вечно и не изменно. Августин - истинное бытие - Бог. Декарт отождествлял мысль с бытием: "Мыслю - существую".
Субстанция - категория "субстанция" выраж идею единства бытия. Теизм:материя сотворена, поэтому не явл субстанцией. Декарт: дуализм (одновр сущ две субстанции - "мыслящая" (духовная) и "протяженная"(материальная). Спиноза: монизм (учение о единой субстанции)
Материя - объективн реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отраженная им. Этапы:
- отождествл материи с природной стихией (Фалес, Анансимен, Анасимано, Гераниит)
- отождествление материи и атомом (Детокрит)
- материя есть объективная реальность данная поле ощущениях (Ленин)
Вопрос об отношении мышления к бытию был поставлен Энгельсом.
Структурные уровни материи: Природа(неорганик - элементарн частицы, атомы, молекулы, макротела; и органика - ДНК, белки, клетки, многоклет организмы), общество (человек семья, соц.группы)
Вопросы антологии: Что первично материя или бытие? Мир есть хаос или порядок? Познаваем ли мир?
Движение - универсальный способ существования материи.
Форма движения материи:
- физич(перемещ)
- хим(процессы)
- биолг(рост организма)
- соц-ое(движ историч процесса)
Атрибутика материи: субстанциональная теория (Демокрит, Платон)
Пространство - это объективн форма сущ-ия материи, кот выражает порядок расположения одноременно сущ-их объектов. ППространство трехмерно, однородно и изотропно.
Время - это объективная форма сущ-ия материи, выражающая длительность бытия и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов. Время одномерно и необратимо.