пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Философские взгляды Аристотеля

Ученик Платона, воспитатель А. Македонского

Филлсофия эллинизма. Школа Эпикура. Школа скептиков: Пиррон ( атараксия - невозмутимость души). Школа стоиков: Сенека, Эпиктет. Школа неоплатоника: Плотин.

Гедонизм Эпикура призывает довольствоваться малым. 

Смысл жизни человека состоит в умении мужественно и достойно подчиниться судьбе. (Сенека) Задача философии - освободить человека от страха смерти. Сенека самоубийца. 

Идеи неоплатоника послужили основной для построения основных принципов христианства. (6 в н э) 

Исторической значение античной философии (7-5 вы Джо н э и н э) заключается в том что произошел окончательный переход от мифологического мировоззрения к научно-теоретическому.

Крупнейший мыслитель Древней Греции Аристотель родился в 384 г. до н. э. в г. Стагире (на полуострове Халкидика) в семье придворного врача царя Македонии Аминта II.

До нас дошли почти все труды Аристотеля. Это его основные философские работы — «Метафизика», «О душе» и «Категории».

Рассматривая систему научного знания, Аристотель указывал, какое место в ней занимает философия. «Первая философия» должна изучать неизменные «начала» всего сущего. Философия Аристотеля стоит ближе к идеалистическому направлению, чем к материалистическому. Однако он отошел от последовательного идеализма Платона и включил в свое учение элементы натурфилософии.
     Аристотель подверг глубокому анализу и сокрушительной критике платоновское учение об идеях. «Хотя и Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине», — писал он в «Никомаховой этике». Философ заявлял, что идеи «по бытию не предшествуют чувственным вещам, но только логически, а также, что они не могут где-либо существовать отдельно от предметов природы». Ни один из способов доказательства бытия идей не устанавливает с очевидностью их существования. Если имеются идеи всех вещей и явлений, то должны существовать также идеи отрицательного, уничтожаемого и несуществующего. Однако это противоречит теории идей: они, согласно Платону, абсолютно совершенны и вечны, а значит, не могут быть несуществующими или уничтожаемыми. Каждый предмет имеет много свойств, следовательно, его образцом должно быть множество идей, а не одна. Даже если идеи — образцы вещей, образец не обязательно является реально существующим объектом: вполне возможно подражать тому, что только мыслится, а реально не существует. Невозможно, чтобы предмет и его сущность существовали отдельно друг от друга — как же могут идеи, будучи сущностями вещей, существовать где-то отдельно от них? В конечном итоге на вопрос, что признать за исходную основу — идеи или вещественный мир, — Аристотель дал материалистический ответ: не идеи являются причинами вещей, а сами они зависят от вещей.
     Платон делил бытие на мир вещей и мир идей, то его ученик выделял в бытии два начала — материю и форму.
     Материя, с точки зрения Аристотеля, — это только субстрат, вещество, возможность существования вещей. Форма — движущее начало, «то, откуда движение». Материя не существует самостоятельно, в чистом виде. Она остается в состоянии небытия, отрицания, так называемой лишенности. Материя без движущего начала — формы — лишена жизни, энергии, целостности. Она еще не стала действительностью, а остается только возможностью. Действительностью материя становится в ее связи с формой.
     В науке последующих веков было широко известно аристотелевское учение о причинности. Философ различает четыре вида причин:

материальная причина — это материя, субстрат, из которого образуются все тела;
формальная причина, в которой проявляет себя форма, образующая сущность вещи;
действующая, или производящая причина, раскрывающая источник движения и превращения возможности в действительность;
целевая, или конечная, причина — это цель движения.
     Аристотель пытался описать и классифицировать все существующие в природе виды движения. В трактате «Категории» он выделил шесть таких видов: возникновение, уничтожение, рост, уменьшение, количественное изменение и смена в пространстве.
     В учении о познании Аристотель разработал новую концепцию, в целом противоположную теории воспоминания Платона. Она основана на принципе сенсуализма (от лат sensus — чувство), состоящем в признании, что все знания возникают из ощущений (или, по старинной терминологии, из «чувств»). Без ощущений не может быть знаний. «Тот, кто не ощущает, ничего не знает и ничего не понимает», — писал Аристотель. На базе ощущений возникают восприятия (т. е. целостные мысленные образы отдельных вещей, созданные несколькими видами ощущений — зрительными, слуховыми, осязательными и т. д.).
     Аристотелю принадлежит первое в европейской науке исследование структуры разумного, или логического, познания. Он выделил в логическом познании три формы: сначала человек создает понятия, затем с помощью понятий формулирует суждения и умозаключения.
     Как и Платон, Аристотель разработал теорию государства, которое он отождествлял с обществом (трактат «Политика»).
     Основные идеи социальной философии Аристотеля следующие. Человек по своей природе — существо государственное, или, по знаменитому определению Аристотеля, «общественное животное». Философ впервые ввел деление общества на социальные общности — это семья, поселение и государство. Аристотель считал необходимым существование семьи. Он поддерживал частную собственность и полагал, что связанное с нею рабство непременно должно существовать. Одни люди по своей физической и интеллектуальной природе должны быть свободными, другие — рабами.
     Аристотелю принадлежат также некоторые глубокие мысли общеэкономического характера. Он установил различие между потребительной и меновой стоимостью, различал три функции денег — как меры стоимости, средства обращения и образования сокровищ.
 


хиты: 1121
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь