Философские течения |
Достоинства |
Недостатки |
Экзистенциализм – философия существования (Н.А.Бердяев и др.). Опирается на экзистенцию – индивидуальное бытие человека погруженного в свое «Я». Объективный мир существует благодаря бытию субъекта. В современном мире происходит деформация личности. Цель обучения – научить детей «творить себя как личность». |
Анализ специфики человеческого бытия. Выработка концепта «ответственность за свободу» Осознание особой роли в жизнедеятельности людей проектирование будущего. |
Огульная критика науки. Подмена гуманитарных наук. Недооценка значимости концептуального мышления. |
Неотомизм – учение о божественной сущности мира (Ф. Аквинский). Истина постигается только «сверхразумом», посредством приближения к Богу. Доказывается ведущая роль религии в образовании и воспитании. Современная школа обвиняется в излишней рациональности и забвении «досознательного», в котором берут начало источники счастья, любви, свободы и смысла жизни. |
Различные формы познания: чувственное, рациональное, интуитивное познание. Изучает формы отношения личности с обществом. |
Ориентирована на чувственное постижение Бога. Основную роль в образовании играет религия. |
Философские течения |
Достоинства |
Недостатки |
Позитивизм – учение признающее верным и испытанным только то, что получено с помощью естественных наук и математических методов. Наука не нуждается в какой-либо философии. Представители – крупные ученые-естественники (ХIХ – ХХ вв.) – абсолютизировали естественные науки и методы, применяемые ими. Признают наукой лишь математику и естествознание, а обществознание относят к области мифологии |
Относительная самостоятельность и относительная независимость развитой науки от философии в ее классическом понимании как «метафизики». Необходимость ориентации любой философии, претендующей на научный статус на реальную науку, ее содержание и методы либо в целях обобщения, либо как на критерий истинности философских построений. Качественное различие между классической философией и конкретно-научным знанием, между философской методологией и научным способом познания действительности. |
Неверное понимание сущности и структуры реального научного знания и стремление свести его только к эмпирическому знанию. Неверная интерпретация природы математического знания и его отличия от естественно-научного знания. Рассмотрение науки в качестве абсолютно самодостаточной системы культуры, развивающейся лишь по своим собственным имманентным законам. |
Неопозитивизм – современная форма позитивизма. Утверждают, что слабость педагогики в преобладании бесполезных абстракций, а не реальных фактов. |
Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений. |
Основные положения педагогики неотомизма определяются "двойной природой" человека: человек есть единство материи и духа, потому он одновременно и индивид, и личность; как индивид человек - материален, телесное существо, которое подчиняется всем законам природы и общества; как личность он владеет бессмертной душой, поднимается над всем земным и подчиняется лишь Богу; наука бессильна определить цели воспитания, это может сделать лишь религия, которая знает действительный ответ на вопрос о сути человека, его жизни; главное - душа, поэтому воспитание должно строиться на приоритете духовного начала. |
Философские течения |
Достоинства |
Недостатки |
Прагматизм – философское учение, главные понятия которого - «опыт», «дело» (Дж. Дьюи). Познание сводится к индивидуальному опыту человека. В педагогике прагматизма учение осуществляется через делание, т.е. знания извлекаются из практической самодеятельности и личного опыта ребенка. Цель практических занятий состоит в привлечении учащихся к деятельности, в ходе которой могут сформироваться их подлинные интересы. |
Человеку приходится действовать в иррациональном и непознаваемом мире, попытки достигнуть объективной истины бессмысленны, поэтому к научным теориям, социальным идеям, моральным принципам и т. д. следует подходить «инструментально», т. е. с точки зрения их выгоды и удобства для достижения наших целей; то, что полезно, что приносит успех, — то и истинно. |
Ученый не заявляет о практической ценности прагматической педагогики в средних школах, так как его примеры касались первой ступени восьмилетних классов его чикагской экспериментальной школы. Он также подверг сомнению идею связи педагогики с философией. Он проникнут пессимизмом, боязнью науки и неверием в разум человека. |
Диалектический материализм – философское учение об общих законах развития природы, общества и мышления. Явления объективного мира и сознания детерминированы, т.е. причинно обусловлены. Личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие детерминировано внешними и внутренними факторами. Формируется личность в деятельности |
Опора на науку, логическая доказуемость многих положений. |
Недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождения) и всего идеального. |
Философские течения |
Достоинства |
Недостатки |
Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) – целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным достижением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т.д.) Гуманизм – это совокупность идей и ценностей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Как система ценностных ориентаций и установок гуманизм получает значение общественного идеала. |
Утверждение «неразрывности связей личностей с коллективом, обществом», неприемлемости «индивидуализма и эгоизма», провозглашение «пролетарского, социалистического интернационализма» в противовес «национализму, расизму, шовинизму, всем проявлениям человеконенавистничества и мракобесия», признание человека труда высшей ценностью жизни, забота о его всестороннем развитии, о создании «счастливой жизни, наполненной глубоким смыслом и радостным творчеством», «оптимизм, вера в силы человека, в его способность творить добро, переделывать мир по законам справедливости и красоты». |
Многоликость, расплывчатость наивной разновидности гуманизма является не только его своеобразным достоинством, позволяющим ему в обществе поклоняющемуся свободомыслию удовлетворять эту потребность, но все же и явным недостатком, поскольку на многие основополагающие вопросы он так и не дает внятных и тем более однозначных ответов, поэтому твердая убежденность сторонников наивного гуманизма в их ценностях объективно все же не имеет достаточных оснований. |