1. Китайская философия: конфуцианство, даосизм.
Особенности:
- органическое единство человека и мира.
- понимание вещей как подвижных, текущих образований.
- все сущее- единство противоположных начал «ян» (мужского) и «инь» (женское), поочередно доминирующих, обуславливающих бесконечное движение и сущность пяти элементов: Металла, Дерева, Воды, огня и почвы.
- необходимо постоянное соответствие с изначальной гармонией великой триады : «Небо- Человек- Земля».
- правитель- сын неба, призванный гармонизировать Поднебесную, на что небо отвечает правильным порядком природных процессов, хаос в обществе вызывает природные катаклизмы.
- состояние дел в поднебесной зависит от упорядоченности жизни и сознания каждого человека, обладать знанием, значит «знать свое дело», действовать.
Конфуцианство.
«Великая Поднебесная» рассыпалась на множество воюющих друг с другом княжеств. От былого могущества не осталось и следа. Задача, которую ставит перед собой Конфуций: «Восстановить Единую поднебесную империю».
Главная книга- «четверокнижие».
Главные идеи:
- Государство, чтобы быть прочным, должно быть похоже на семью.
- Нужно исправить ложное имя на истинное, начать исполнять свой долг.
- Образ благородного человека- как цель.
Даосизм.
Даосизм-учение о Дао, или «пути вещей». Дао-путь.
Главная книга- Даодэцзин (книга пути и достоинства).
Главные идеи:
- человек рожден Дао.
- в ходе истории потерял связь с Ним.
- в результате обрел болезни, страдания….
- человек через страдания приходит к решению о возращении к Дао. (К Богу- в христианстве.)
- ориентиром для этого движения является природа.
- чтобы вернуть Дао, человек должен стать подобным Ему.