Основные формы бытия.
Бытие вещей и процессов. Оно также может быть в двух формах:
1) материалистической. Бытие вещей и состояний природы, большинством людей воспринимаемое как объективная реальность, которая существовала до них и от них не зависит;2) идеалистической. Бытие второй природы, цивилизации. Оно двойственно, так как, с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой - в них вложены сознание и душа человека.
Бытие человека:
1) бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы, как вещь);2) специфически человеческое бытие (человек рассматривается не как тело, а как индивидуум).
Бытие духовного, идеального:
1) индивидуальное, духовное сознание индивида. Структура бессознательного: рефлексы, подсознательное, интуиция;2) объективно существующее духовное - то, что материализовано в культуре.
Бытие социальное:1) бытие человека;2) бытие человека в обществе.
Для античной философии свойственно нерасчленение бытия и мышления во всех аспектах. |
|
Парменид |
Обнаружил мысль, как бы выводящую за пределы субъективного, не мысль о чем-то, а мысль как таковую, не существование чего-то, а просто существование. |
Философы- элеаты |
Воодушевленные Паменидом, приняли абстракцию чистого бытия за действительность более действительную и властную, чем бытие определенное. |
Платон |
Под истинным бытием понимал «царство чистых мыслей и красоты», как нечто умопостигаемое, в отличии от мира чувственных вещей, близких к иллюзорности. |
Аристотель |
Бытие- живая субстанция, для которой характерно: Каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы обращаем свое внимание( принцип материальности); Каждый объект обладает структурой, части которой связаны ( концепция активной формы). Каждая вещь указывает на своё происхождение( принцип причинности). Каждая вещь имеет определенное назначение( принцип цели). |
Христианская эра |
Соединила философию с богопознанием. |
Средние века |
Оформилось онтологическое доказательство бытия Бога, состоящее в выводе абсолютного бытия: то, больше чего нельзя помыслить, не может существовать только в уме. |
Новое время |
Происходит обмирщение философии, а в последствии разделении философии и естественной науки. Бытие рассматривается как объективная реальность, противостоящая человеку и его разуму. Все воспринимается как механизм, действующий сам по себе. Для концепции бытия Н.В. характерен субстанциональный подход: субстанция ( неуничтожимый субстрат бытия) и её свойства. |
Р. Декарт |
Рассматривал бытие через призму рефлективного анализа сознанаия: «Я мыслю, следовательно, существую» ( бытие постигается только в акте самосознания). |
Г.В. Лейбниц |
Выводил понятие бытия из внутреннего опыта человека. |
И. Кант |
«бытие не есть понятие о чем-то таком, что могло быть прибавлено к понятию вещи.» Прибавляя к понятию характеристику бытия, мы не прибавляем ничего нового к её содержанию. |
И.Г. Фихте |
Подлинное бытие есть деятельность «Я», а материальное- продукт этой д-сти. |
Г. Гегель |
Начинает построение своей философской системы с понятия чистого бытия, т.к. оно настолько бедно и пусто, что практически неотличимо от «ничто». Бытие по Гегелю лишено всяких определений, представляет собой чистую отвлечённость и потому равно ничто, ибо ничто есть то же самое отсутствие определений. Гегель высказывает бытие как предикат абсолютного, находит истину бытия и ничто в их взаимопереходе, в движении исчезновения друг в друге, или в становлении. Таким образом, имеются три необходимых момента бытия: бытие – тезис, ничто – антитезис, становление – их синтез. В становлении бытие и ничто сняты (упразднены и сохранены). Отрицание отрицания – один из важнейших законов диалектики Гегеля, который используется при построении всей его системы. |
Л. Фейербах |
Опровергал учение Гегеля, выдвигая утверждение о том, что «Человек под бытием разумеет наличность, для себя-бытие, реальность, существование. |
«Бытие и время» М. Хайдеггера. В начале «Бытия и
времени» Хайдеггер ставит вопрос: «По какому сущему должен быть
прочитан смысл бытия, какое сущее должно быть отправным пунктом для
открывания бытия? » Согласно Хайдеггеру, это сущее — человек, поскольку
именно этому сущему «свойственно то, что вместе с его бытием и через его
бытие последнее ему самому открыто. Понимание бытия само есть бытийная
определенность тут-бытия. » Понимание у Хайдеггера означает открытость
тут-бытия. Открывая книгу Хайдеггера «Бытие и Время», следует помнить, что это не о жизни, это о понятиях. Нам предлагается новое осмысление «бытия», как понятия, в рамках философии как логоса. Повседневная жизнь эксплицирована здесь лишь постольку, поскольку в ней существует понимание бытия. Отсюда, когда вы встречаете словосочетание «смысл бытия», речь идет о значении слова «бытие», а не о «смысле жизни» в бытовом словообороте.