Успешность коммуникации: в 1975 году П. Грайс сформулировал принцип успешной коммуникации, назвав его «принцип кооперации (сотрудничества)». Этот принцип реализуется в 4 постулатах:
- постулат количества – твое высказывание должно содержать не больше и не меньше информации, чем требуется.
- постулат качества – старайся, чтобы твое высказывание было истинным.
- пост. Отношения – не откланяйся от темы.
- постулат способа – выражайся ясно, будь краток, избегай непонятных выражений.
Позже Дж. Лич дополнил принцип кооперации принципом вежливости, который состоит из 6 постулатов (максимов):
- п. такта – граница личной «сферы» (личной жизни). Т.е. что тактично, а что не тактично спращивать /обсуждать.
- великодушие – забота об интересах партнера.
- п. одобрения – предполагает положительную оценку других (людей).
- постулат скромности – меньше хвалить себя. Неприятие похвал в свой адрес.
- постулат согласия – чаще давать положительный ответ (соглашаться).
- постулат симпатии – благожелательное отношение (как дела? Как здоровье?).
Речевой этикет – это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Вежливость – это национально-специфическая коммуникативная категория, содержанием которой является система стратегий поведения, направленных на гармоничное, бесконфликтное общение.
Языковые средства выражения вежливого отношения к собеседнику, т.е. выражение социальных отношений между говорящим и слушающим называется гоноративностью.
Основа гоноративности (к русскому языку):
- Обращения (вокативы): а) стандартные: статусные(мистер, Мисс), антропонимические (имена собственные), местоименные (ты, Вы), эмоциональные (котик, солнце); б) нестандартные (эй, ау, слышишь).
- Местоимения (ктоме ты, вы – мы).
- Модальные слова (спасибо, пожалуйста).
- Частицы (бы, -ка).
- Глагольные формы (императивы: здравствуйте, прощайте, извините).
- Контекстные слова.
Фатическая речевая коммуникация представляет собой разновидность речи, при которой целью общения является регулирование отношений между общающимися с целью улучшения, ухудшения или сохранения существующих отношений, а не сообщение информации. Фатическое общение, с его точки зрения, – это разновидность речи, которая отражает «заложенное в самой природе человека стремление к созданию «уз общности» между людьми и часто выглядит как простой обмен словами».