Воспитание как усвоение общечеловеческих ценностей. Общ-е нормы, требования, идеалы, ценности культуры присваиваются личностью индивидуально и избирательно. При этом общественные ценности только тогда становятся стимулами к действию, если они осознаются и принимаются человеком, становясь его личностными ценностями, убеждениями, идеалами, целями. В этом случае воспитание должно рассматриваться как специально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Интериоризация (перевод общечеловеческих ценностей во внутренний план личности, их присвоение) осуществляется в процессе осознания личностью той или иной ценности (например, правила поведения или деятельности), понимания ее смысла, эмоционального отношения к этой ценности и использования ее в своей деятельности. В этом единстве рационального, эмоционального и практического заключается механизм воспитания. Нарушение любой из составляющих этого целостного механизма приводит к издержкам в воспитании, таким как, например, формальное усвоение правил поведения. И наоборот, единство всех сторон механизма интериоризации характеризует высокий уровень воспитанности личности, что позволяет ей избирательно относиться к окружающим явлениям и предметам, ориентироваться в мире материальной и духовной культуры. В науке выделяют два способа организации воспитания. Первый предполагает стимулирование социально одобряемой деят-ти и поведения воспитанников за счет изменения внешних условий воспитания. Так, создавая соответствующую образоват-ю среду, можно стимулировать интерес детей к занятиям искусством или к чтению и пр. Второй способ организации воспитания состоит в передаче воспитаннику в «готовом виде» побуждений, целей, идеалов воспитателя, которые должны превратиться во внутр-е убеждения, ценности ученика. Это требует организации спец-й работы по переосмыслению отн-я воспитанника к действительности, по содержательно-смысловой переработке действующей у него системы мотивов. Полноценная орг-я воспитания требует использования этих двух способов во взаимосвязи, т.к. каждый из них в отдельности имеет только достоинства, но и существенные недостатки. Так, воспитание, ограниченное предъявлением только формальных требований, не учитывает, что их выполнение может оказаться чисто внешним и не затрагивать истинных мотивов ребенка. Главной же целью воспитания должно стать формирован внутренних устремлений воспитанника, из которых вытекает его нрав-е поведение и желание заниматься самовоспитанием. Понятие самовоспитания. Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности. Направленность самовоспитания зависит от жизненного идеала, т. е. от того, каким человек хочет себя видеть, каким хочет стать. Особенно остро проблема самовоспитания встает в раннем юношеском возрасте. Один из важнейших моментов становления личности в этом возрасте и осн-я предпосылка самовоспитания — формирование и развитие самосознания. Самосознание — это осознание себя как члена общества, осознание своих личных качеств, своих взаимоотношений с окружающим миром, другими людьми, своих сил, действий, поступков, мыслей и чувств. Важным элементом самосознания яв-ся самооценка личности. Самооценка может соответствовать действительному развитию тех или иных сторон личности (быть адекватной), а может быть завышенной или заниженной (т. е. неадекватной). Возникает самооценка или из анализа результатов деятельности (например, если ученик быстро и легко решает задачи по математике, самостоятельно может усвоить любой материал по этому предмету, то у него есть основания для высокой самооценки способностей к математике), или из сравнения себя с окружающими людьми, с героями фильмов, книг. Кроме того, самооценка может быть устойчивой и неустойчивой. Устойчивая самооценка повышает уверенность в себе, однако если она неадекватна, то может приводить человека к конфликтам с окружающими или к конфликтам с самим собой. Также и неустойчивая самооценка не всегда плоха, если она связана с самокритичностью и не тормозит достижение человеком какой-то цели. С самооценкой связан уровень притязаний (сложность задач, которые ставит перед собой человек). Сохраняет ли человек свои притязания при первых неудачах или сразу же стремится поставить себе задачу попроще, сохранив доступный успех? А если сейчас сложные задачи ему не по силам, то стремится ли он возвратиться к ним в будущем или в принципе отказывается от таких попыток? Непростые вопросы... И каждый рано или поздно должен ставить их перед собой. Именно в ранней юности закладывается самоуважение — обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. И самооценка и самоуважение во многом зависят от того, как оценивают старшеклассников окружающие их люди. Самоуважение необходимо для полноценного развития личности. Нужно в себе воспитывать уверенность и убежденность. Но, говоря об уверенности, никогда нельзя смешивать ее с самоуверенностью, самомнением. Это совершенно различные понятия. Уверенность основывается на знаниях и опыте, а самомнение — на тщеславии, отсутствии самокритичности и, нередко, на невежестве.