Необходимая оборона — это правомерная защита личности и прав обороняющегося и других лиц, а также охраняемых законом интересов общества и государства от общественно опасного посягательства, путём причинения вреда посягающему лицу.
Основным отличительным признаком необходимой обороны, отграничивающим её от других обстоятельств, исключающих преступность деяния, является причинение вреда именно посягающему, а не другим лицам.
Институт необходимой обороны известен достаточно давно и существует в уголовном праве многих государств, однако он продолжает вызывать научные споры: ему посвящены сотни научных исследований, а соответствующие законодательные нормы подвержены изменениям[1].
Причинение вреда будет признано правомерным, если нападение было:
общественно опасным, т. е. угрожало тяжкими последствиями;
явным, т. е. уже начато, или которое вот-вот должно начаться;
действительным, т. е. действительно существующим, а не только предполагаемым, представляемым.
Условия правомерности защиты:
когда вред причинен лицу, которое нападало, а не кому-нибудь другому;
защита не может превысить пределы необходимости.
Необходимая оборона невозможна:
против правомерных действий должностных лиц, которые не являются общественно опасными;
при нападении невменяемого, про что заведомо знает тот, кто защищается; подвергшийся нападению имеет право защищаться по правилам крайней необходимости;
при нападении животных.
Мнимая оборона
оборона от воображаемого и в действительности несуществующего посягательства, связанная с причинением вреда лицу, чьи действия ошибочно приняты за общественно опасное посягательство. Действия лица при мнимой обороне оцениваются по правилам фактической ошибки:
если обстановка происшествия давала основание полагать, что совершается реальное посягательство, и лицо, применившее средства защиты, не сознавало и не могло сознавать ошибочности своего положения, то его действия признаются как совершенные в состоянии необходимой обороны;
если при этом лицо превысило пределы необходимой обороны, то оно подлежит ответственности как за превышение пределов необходимой обороны;
если лицо причиняет вред, не сознавало мнимости посягательства, но по обстоятельствам дела должно и могло было это сознавать, то ответственность наступает за причинение такого вреда по неосторожности.
Отличие крайней необходимости от необходимой обороны и аналогичных институтов других отраслей права заключается в том, что вред причиняется не тому лицу, которое создало опасность причинения ущерба, а третьим лицам. Ввиду этого применяется доктрина «меньшего зла»: причинённый вред должен быть меньше предотвращённого.