•Космоцентризм: человек слит с природой; душой обладает не только он, но и животные и растения. (Аристотель относит науку о душе – психологию - к биологии).
•Политеизм – многобожие; все элементы мира: боги, природа, человек равнозначны в смысле самоценности.
•
•Теоцентризм – в центре – Бог; человек не слит с природой, имеет ярко выраженную специфику, но, при этом не верит в себя, только в Бога.
• В силу того, что человек личностно не развит – его вера «слепая», неразумная.
• Считается, что добыть знание самостоятельно он не способен, оно открывается ему лишь в Откровении.
•
•Антропоцентризм – человек в центре; Бог смещается «на периферию» человеческой жизни. Человек отрывается от него. Теперь он верит в себя, смотрит не только на небо, но и внутрь себя («Человек – мыслящая вещь» Р.Декарт).
•Субъективность становится достоверной реальностью.
• Происходит второе, после античности, рождение рационализма.
Свою деятельность человек стал направлять на освоение (покорение) природы. Масштабность этого процесса вызвала к жизни развитие орудий и предметов труда и, отсюда, образ человека постепенно стал приобретать черты техноцентризма.