В 7-9 веках в Восточной и Западной Европе образовывались раннефеодальные государства: Болгарское царство 7 век, Сербское княжество 9 век, Великоморавское княжество 9 век, Польское княжество 9 век, Киевское княжество 9 век. Болгарский учёный черноризец Храбр в 9-10 век создал трактат о том, как была создана рання славянская азбука. ("О письменах"). Из этого сочинения мы узнаем, что ранее славяне не имели букв, но чертами и надрезами вели счет, гадали, потому что были они язычниками. После принятия христианства они стали писать латинскими и греческими буквами.
Согласно версии "Жития" Константина, Князь Великой Моравии Ростислав, опасаясь влияния немецкого духовенства и стремясь к культурному обособлению от Священного Римской империи спешит заручитьс поддержкой Византии и установить с ней дипломатические отношения. Византия была центром православия и не чуждалась проповеди на родном языке. Ростислав просит византийского императора Михаила 3 прислать в Великую Моравию учителей-миссионеров, которые бы проповедовали христианскую религую на славянском языке и обучили этой грамоте славянских проповедников.
Михаил благосклонно отнесся к просьбе князя Ростилсава, так как это открывало Византии перспективы для распространения и укрепления ее влияния на западе. Отправил он Константина (Философ) и Мефодия, которые хорошо знали славянский язык. (из города Солунь -солунские братья). Главный был Константин (младший брат).
Братья еще до отъезда составили славняскую азбуку и перевели часть греческого служебного евангелия на славянский язык. В 863г братья прибыли в Моравию. Обучили славянской азбуке учеников-славня, продолжили перевод греческих богослужебных книг - евангелия, апостола, псалтыри и др,, ввели славянский язык в церковный обиход.
Однако плодотворная деятельность братьев и их учеников стала помехой для покорения славян немецкими феодалами и духовенствами. Они начали ожесточенную борьбу против славянских просветителей и их великого дела. Братьев обвиняли в ереси, в отступничестве от священных веками церквоных законов, оклеветали перед папой, преследовали и избивали их учеников.
Константин решил обратиться за поддержкой к римскому папе, авторитет которого был непререкаемым для латино-немецкого духовенства. И в 867 г она отправились в Рим. В Паннонии братья заручились поддержкой князя Коцела, он попросил их вести славянское богослужение и в его княжестве. А в Риме Папа Андриан 2, руководствуясь политическими соображениями (надо было подчинить себе западных славян) вынужден был удовлетворить требования КОнстантина и Мефодия: богослужение среди западных славян должно проводиться на славянском языке. Таким образом, Константин и Мефодий одержали победу с борьбе с немецким духовенством.
Книги, переведенные, составленные, написанные святыми Кириллом и Мефодием и их учениками, послужили тем прочным основанием, на котором в дальнейшем на протяжении веков возрастало величественное здание славянской культуры.