ХУД. РАЗРАБОТКА ОБРАЗА ГОБСЕКА |
ЦИТАТЫ |
ВЫВОД (КОММЕНТАРИЙ) |
Портрет героя в начале повести |
«Его желтоватая бледность напоминала цвет серебра, с которого слезла позолота». Волосы прямые, с проседью, черты лица неподвижные, бесстрастные, глаза маленькие и желтые, как у хорька, губы тонкие, как у алхимика. Говорил этот человек тихо, мягко, никогда не горячился, возраст его был загадкой. (стр.29). Во время визита Максима де Трай сидящий в кресле у камина Гобсек похож «...на статую Вольтера в перистиле Французской комедии, освещенную вечерними огнями» (стр.58) |
Автор делает образ более рельефным, интересным, открывает в нем такие стороны, которые закрыты для обычного бытового описания. Простая констатация фактов реальности позволила бы читателю увидеть лишь грязного старикашку отталкивающего вида, который занят в основном скучными финансовыми операциями, только и делает, что работает, и не имеет никакой личной жизни. Многочисленные сравнения с дипломатами, мыслителями и характерными представителями самых разных эпох позволяют Бальзаку значительно расширить масштабы осмысления своего героя, рассмотреть феномен его личности в контексте развития мировой культуры и истории, насчитывающей несколько тысяч лет. Основной колорит портрета обозначен эпитетом желтый. Разное значение приобретает этот цвет в литературе. Желтые глаза, боящиеся света, выглядывающие из-за черного козырька, принадлежат хищному, скрытному человеку. |
Портрет героя в конце повести (когда умирает Гобсек) |
Угасший, тусклый взгляд. «Его лицо четко, как бронзовое», «иссохшие руки, костлявые пальцы, холодный, металлический взгляд». (стр.91) |
Автор подчеркивает непоколебимый характер главного героя. Несмотря на смерть, которая уже рядом, его взгляд, улыбка, глаза не поддаются панике, твердо и уверенно смотрят в жизнь. Однако, описание портрета в начале повести намного больше, чем описание его в конце, этот момент говорит о малой изменчивости характера Гобсека. |
Обстановка |
«Все в его комнате было потерто и опрятно, начиная от зеленого сукна на письменном столе до коврика перед кроватью, – совсем как в холодной обители одинокой старой девы, которая весь день наводит чистоту и натирает мебель воском. Жизнь его протекала так же бесшумно, как сыплется струйкой песок в старинных часах». (стр.29-30) «В таком угрюмом обиталище сразу угасала бойкая игривость какого-нибудь светского повесы, еще раньше, чем он входил к моему соседу; дом и его жилец были под стать друг другу – совсем как скала и прилепившаяся к ней устрица» (стр.30) |
Обстановке, которая также характерна, дана одна замечательная деталь: «Зимою поленья в его очаге, заваленные пеплом, дымились постоянно, никогда не пылая» – такова была и жизнь этого человека. Его комната подчеркивает и саму личность Гобсека. Он напоминает монаха, а его комната-монашескую келью, монастырскую гостиницу. Нельзя было сказать по нему, беден он или богат.
Никогда не было у него денег в руках, и даже дома, если они были где-то, то вероятно, спрятаны в подвалах. Гобсек сам говорил, что будь у него деньги, стал бы он так жить, как живет сейчас? |
Жизненная философия героя (принципы) |
в Гобсеке обнаруживается большая проницательность, и глубоко обоснованное презрение к таким жалким франтам, как Максим де Трай, и щепетильную честность. Без процентов он не может дать денег и самому близкому своему другу. Все же скряга по природе своей одинок. «Если бы общительность, человечность были религией, то в этом смысле Гобсека можно было бы считать атеистом. «Он ненавидел своих наследников и не допускал мысли, что его сокровища могут достаться кому бы то ни было, кроме него, хотя бы и после его смерти». «Повсюду даст бой между бедняком и богачом, и он неизбежен». Но из этого верного исходного положения у Гобсека циничный вывод: «Поэтому лучше стать эксплуататором, чем чтобы эксплуатировали тебя». Он считает, что убеждения, нравственность – пустые слова. Только личный интерес! Столько одна ценность – золото. Остальное изменчиво и преходяще. |
Мировосприятие Гобсека формировалось под воздействием реальной жизни. Его высказывания говорят о глубине этого мировосприятия и подтверждают, что его интеллект значительно превосходит аристократию. Отчужденность человека в собственническом мире показана в этом образе в самой крайней степени. Гобсеку не страшна смерть, но его удручает мысль, что его сокровища перейдут кому-то другому, что он, умирая, выпустит их из рук. У Гобсека свое законченное и во многом верное понимание современного ему общества. Его страсть к деньгам, его скупость, стремления к наживе привели к патологической мании все присваивать. Многолетняя активность в обогащении оказалась бесплодной, ведь оставить накопленное оказалось некому. Даже хорошее упоминание о себе он не оставил. Размышляя над тем, что может сделать человека счастливым, старый ростовщик утверждает, что почвой счастья является независимость человека от внешних обстоятельств, когда не человек покоряет миру, а мир - человеку. Жизненная философия Гобсека возникает как непоколебимая система ценностей, которую внешний мир ни одним чином не может изменить. Наоборот, создается впечатление, что сюжет произведения, отношения Гобсека с другими героями снова и снова подтверждают ее правильность и жизнеспособность. |
Отношения с людьми: с Дервилем, семьей де Ресто, Фанни Мальво. |
Дервиль был единствееный человек, с которым Гобсек поддерживал отношения. «Он заглядывал попросить огонька, взять книгу или газету для прочтения, разрешал по вечерам заходить в его келью, и они беседовали, если Гобсек был к этому расположен».. (стр. 31) Гобсек, преисполненный доверия к Дервилю, в решительную минуту даже оказывает ему щедрую поддержку: дает деньги с условием получения самых умеренных процентов. В окружающей Анастази де Ресто роскоши всюду следы вчерашней ночи, усталости, небрежности. «Острый взор Гобсека постигает и еще нечто: сквозь эту роскошь проглядывает нищета и, скалит острые свои зубы, И в облике самой графини Анастази де Ресто – растерянность, смятение, страх. И все-таки, сколько в ней не только красоты, но и силы!». Даже Гобсек, с восхищением на нее посмотрел. С наслаждением видит Гобсек, что он держит в своих руках ее позорную тайну. Она его раба. (стр.42) К графу де Ресто, как на первый взгляд, Гобсек также относится с большим презрением. Он откровенно издевается над ним, когда речь идет о продаже бриллиантов. Впрочем, такое отношение к графу де Ресто не мешает Гобсеку предложить этому человеку помощь, и, наверное, именно эта помощь есть единым, что может хотя бы каким-то чином успокоить мужчины, которого предала жена и который умирает через эту измену. «Передо мной была девушка, которую нужда заставляла трудиться не зрагибая спины», «на лице у нее виднелись веснушки, от нее веяло чем-то хорошим, по-настоящему добродетельным. Я как будто вступил вступил в атмосферу искренности, чистоты душевной, и мне даже легче стало дышать. Бедная простушк». «Из нее бы вышла хорошая жена, мать семейства. Сравнить только чистую одинокую жизнь этой девушки с жизнью богатой графини, которая уже принялась подисывать векселя, а скоро скатится на самое дно всяческих пороков!» (стр.43-44) |
Главный герой повести – Гобсек – пожилой человек, живет в одиночестве, практически ни с кем не общается, из дома выходит исключительно по делу. Единственный человек, интересный Гобсеку, - молодой стряпчий Дервиль. Старик видел в нем умного собеседника, верного друга, делового товарища и просто хорошего человека. Юноша, в свою очередь, общаясь со стариком, набирался опыта, просил совета и рекомендаций. Кроме того, Дервиль частенько анализировал характер собеседника и пришел к мысли, что в Гобсеке живут два существа: скряга и философ, существо подлое и возвышенное. В случае с Анастази де Ресто поведение Гобсека (с психологической точки зрения) осмысливается не так однозначно. Старый ростовщик видит красавицу. Вместе с тем будуар графини убеждает его в том, что эта женщина несчастная. Увидев Максима де Трай, любовника графини, Гобсек понял намного больше: “Я прочитал на его лице будущее графини. Этот красивый белокурый красавчик, холодный, бездушный картежник, разорит себя, разорит ее, разорит ее мужа, разорит детей, проиграет их наследство да и в других салонах наделает больше опустошений, чем целая гаубичная батарея во вражеском полку”. Поведение графини, которая приносит к нему ценные бриллианты, убеждает нас в “точности диагноза”, который ставит Гобсек, а вот поведение старика ростовщика кажется странным и нуждается в осмыслении. Предложение Гобсека сохранить деньги графа для его детей - единое, что может помочь этому мужчине выдержать жестокий удар судьбы. Комбинация, вследствие которой Гобсек становится формальным властителем имущества и денег графа де Ресто, рассчитанна на то, что в свое время деть графа получат все это назад. Тем не менее Анастази де Ресто уничтожила документы, которые бы заставляли Гобсека сделать это, поэтому старый ростовщик стал полноправным властителем незаурядных денег и имущества. Но есть завещание умершего Гобсека, где старый ростовщик не только не присвоил себе достаток графа де Ресто, он сделал так, что он значительно увеличился, - безупречно честно выполнил свои обязательства. Фанни Мальва оказала сильное приятное впечатление на старого ростовщика, который был настроен к ней довольно сурово, поскольку воображал женщину, которая подписала вексель, “хорошенькой вертихвосткой”, которую нужно подвергнуть наказанию за такое отношение к жизни. Увидев же Фанни Мальву, он “с первого взгляда понял все”. Он сразу же понял, что это порядочный и моральный человек, поэтому, как говорит Гобсек, он “был почти растроганный”.
|