Основные этапы творчества Блока были обозначены им самим при издании сборника стихотворений в 1916 году: Блок объединил все циклы своих стихотворений в три тома и назвал «Трилогией вочеловечения»:
1 том (циклы: «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья»);
2 том (циклы: «Город», «Заклятие огнем и мраком», «Вольные мысли», «Снежная маска»);
3 том (циклы: «Страшный мир», «Пляски смерти», «Возмездие», «Ямбы», «Родина»).
Блоковское определение трёх книг трилогии:
* (теза) (идеал первой любви) –от мгновения слишком яркого света: лирический герой знает идеал, который оторван от реальной жизни.
* (антитеза) (мир материальных страстей)через необходимый болотистый лес: герой погружен в реальность, которая оторвана от идеала;
* (синтез) (опыт синтеза материи и духа)к рождению человеческого общества: нужно иметь мужество служить освобождению красоты и сотворение некой новой жизни (России)
(некий пути и лирического героя и мира: от гармонии через хаос и трагизм столкновения с жесткой реальностью к подвигу борьбы за освобождение Красоты и к сотворению новой жизни)
«Снежная Маска» относится к периоду антитезы: лирический герой трилогии теряет идеальную любовь и спускается в хаос материального, в котором разными способами пытается осмыслить окружающий его мир
Цикл «Снежная Маска» состоит из 2-ух частей:
I. «Снега» (16 стихотворений)
II. «Маски» (14 стихотворений)
По мнению Пойнтера, текст цикла формируется не просто как сумма отдельных стихотворений, а как связь текстов отдельных стихотворений и семантически значимых „пустых мест” между ними, которые в процессе чтения заполняет читатель.
Особенности цикла «Снежная маска»:
* Наличие некоего нарратива (повествования о перемене положения лирического героя в его отношении к героине) возникает больше не в текстах отдельных стихотворений, а между стихотворениями.
нарратив Снежной Маски можно трактовать в 2-ух планах : личном (историю мятежной любви Блока к актрисе Н .Н. Волоховой) и универсальном (содержание связано с изменением мира). Гинзбург устанавливает наличие сюжета „драмы утраченных и вновь утверждаемых объективных ценностей”
* изображение перехода лирического героя от идеала прошлого в стихийный мир настоящего, и переход осуществляется в диалоге между героем и героиней.
* образования новой системы символов, замещающих систему символов периода тезы (вместо связанных с идеалами прошлого, характерных для творчества периода тезы (корабль, солнце, весна, жизнь, меч, царь, герой), –связанные со стихийным ощущением настоящего (метель, комета, зима, снег, лёд, вода)) и их переосмысление (как с крещением)
* Если в «Снегах» символы либо постепенно исчезают, либо в новых контекстах связываются со стихийным ощущением мира, то в «Масках» основным принципом разрушения символической системы идеального прошлого является ирония
(Н: Ангел, который в Снегах изображён как защитник идеала, в стихотворении «Бледные сказанья» приобретает облик деревянной фигурки, упавшей с дверцы книжного шкафа)
* Героиня – существо инферальное, некая белая стихия зимы, захватывающая лирического героя