Инвариант (сюжетный, семантический) – умозрительная конструкция, представляющая собой набор общих элементов всех версий одного текста/сюжета. Святочные мотивы: нечистая сила, метель, покойник, сон, гадания, ряжения; рождественские мотивы: мотив рождественского чуда, чудесное спасение на рождество, примирение, возвращение блудного сына, встреча родных и близких, раскаяние, нравственное перерождение, воспоминания, одиночество.
Сравнения приводят к мысли о существовании универсальных типов сюжетных схем. Прежде всего давно установлен циклический инвариант сюжетных схем многих жанров - фольклорных, литературных, и даже лирических (кольцевая композиция).
Кумулятивный инвариант - представляет собой "нанизывание" однородных событий и/или персонажей вплоть до катастрофы. Кумулятивный сюжет характерен для сказок, а также составляет заметную часть сюжетной структуры "Мертвых душ".
Темы борьбы, преодоления и взросления в ДЛ: уже в раннем детстве мы знакомимся со стихотворениями Барто. Каждый помнит грустного бычка, идущего по наклонной дощечке, беспомощного зайку, оставленного под дождем. Мы растем и вместе с нами «подрастают» книжки Барто. «Душой» советской ДЛ по праву называли Маршака. Анализируя его стихотворения и пьесы большой ошибкой было бы считать, будто со своими маленькими читателями автор говорит о незначительном, о пустяках. В известной сказке Маршака «Теремок» маленькие читатели сразу чувствуют, что это сказка о дружбе, о том, что нельзя непрошенным гостям приходить в чужой дом, о том, что свой дом нужно защищать. Фольклорная сказка, переосмысленная им, зазвучала совсем по-новому, превратилась в антивоенную сатиру. Столь же глубокие «взрослые» мысли Маршак вложил и в другую свою пьесу-сказку – «12 месяцев». Создавая образ своей героини, автор прославляет смелость, стойкость, веселое трудолюбие, с помощью которого человек может добиться счастья. Только для такого доброго, неэгоистичного человека природа раскрывает все свои богатства, только ради него творит чудеса. Мысли Маршака важны, мудры, а главное понятны детям.
Сюжет инициации и нарушения запрета яв. инвариантным в волшебных сказках. Инициация - это обряд, готовящий юношу стать мужчиной, особые испытания, которые он должен для этого пройти. Нарушение запрета - почти обязателен в волшебных сказках. Эти сюжеты перешли из сказок в другие произведения, таким образом став инвариантом.
В произведении "Львенок и черепаха" Сергея Козлова можно проследить взросление (в начале львенок играется в песочке, но постепенно его поведение становится более взрослым) На пути к взрослению львенок однажды выходит погулять по пустыне (обряд инициации - пустыня - иное пространство) и встречает большуууую черепаху (большая - не только размер, но и наделенная опытом). После знакомства с черепахой, после того, как они спели песню, львенок обретает уверенность, раскованность, то есть взрослеет.
Протагонист – это главный герой, главное действующее лицо. Положительный персонаж, у которого ведущая роль в произведении.
Антагони́ст — персонаж (или группа персонажей) какого-либо произведения, активно противодействующий протагонисту (или протагонистам) на пути к достижению его (их) целей. В классической литературе роль антагониста играет верховный злодей, а протагониста — главный герой, однако в более современных произведениях их роли зачастую меняются, создавая более сложные и запутанные конфликты. Протагонист — тот, кому сочувствует читатель/зритель; тот, кто выражает идею произведения. Антагонист — прямой идейный противник протагониста, выражает антиидею.