Современная детская литература является неотъемлемой частью литературного процесса. В то же время отсутствие централизованных союзов писателей и цензуры обусловливает некоторый (не всегда желательный) плюрализм.(— позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр.) В результате многие современные детские книги знакомят читателей с различными системами ценностей (общечеловеческими, прагматическими, эстетическими и т. д.), а некоторые из них представляют информацию недифференцировано – без учета возрастных особенностей читателя. Так, например, некоторые писатели выстраивают свои сюжеты, отталкиваясь от Библии, Корана. Так детская литература отражает характерную черту нашего времени – стирание граней между детским и взрослым миром и быстрое взросление маленького человека. (повесть Емца «Королева мутантиков» У взорвавшейся АЭС раскинулась страна мутинтиков.)
Так в детскую литературу входит современная реальность – реальность катастроф, криминала, плохих новостей и рыночных отношений.
Система ценностей современной детской литературы почти не меняется. Примером может послужить Джоан Роллинг. Чему учат книги «поттеровского цикла»? Тому же, чему и «Чучело» Владимира Железникова, «Оборотень» Сергея Михалкова и «Хранители» Джона Толкиена: честь выше страха, дружба и преданность значат больше, чем послушание и преуспевание, ум способен выручить из беды.
Состояние современной литературы, где каждый читатель может стать писателем, ставит под сомнение ценность книги, обеспечивая кризис дет. Литературы и литературы в частности. Попытка изменить ситуацию, связана с попыткой организации премий различного уровня: беби нос.
Альтернативу «ненормированной» современной детской литературе представляет школьная программа. Эта программа строится на классических произведениях, т.е. эстетически и культурно значимых, «одобренных» национальным опытом.
Ироническая детская проза наследует черты т.н. современной «иронической прозы» - части массовой литературы, направленной на читателя-потребителя. Основная задача таких произведений заключается в развлечении читательской аудитории и формировании «недоверчивого» взгляда. Данные произведения востребованы с 90-х годов, что во многом связано с общим кризисом мировоззрения.
Многие создатели современных иронических произведений начинали свой писательский путь еще в советское время и испытали «смену парадигм» (Э. Успенский, Г. Остер). Так, например, создатель повестей «Крокодил Гена и его друзья» и «Дядя Федор, Пёс и Кот», провозглашая ценности дружбы и единства, в 1990-е годы меняет прагматическую стратегию, обращаясь к частным вопросам современного общества («Бизнес Крокодила Гены», «Новые порядки в Простоквашино» и т. д.).
Центральным событием детской литературы последнего двадцатилетия стало появление семитомного романа о волшебнике Гарри Потере. Несмотря на то, что исходное произведение отличается в большей мере юмором, а не иронией (особенно первые книги произведения), его появление спровоцировало значительный всплеск произведений иронической направленности, адресованных как детям, так и подросткам. Такую редукцию представляют книги о Гари Поттере или Тане Гроттер. В последнем случае, писатель Д. Емец (филолог по образованию), начиная с пародического текста, пронизанного иронией и сатирой, продолжает развитие самостоятельного художественного мира. Таким образом, форма пародии стала одним из многочисленных start-up-ов современной детской литературы.