Советскую детскую литературу можно разделить на несколько периодов, которые отражают происходящее в стране.
20-30 года – произведения литературы этого периода пытаются воспитать в ребенке «строителя коммунизма», пытаются привить ребенку любовь к партии, к Советской идеологии.
40-50 года – произведения этого периода описывают события Великой Отечественной войны, воспитывают в ребенке любовь к родине, выращивают будущих героев.
60-70 года – поэты «шестидесятники» (например Евтушенко), все они пишут о событиях произошедшей войны, о стране, о социалистическом строе.
80-90 года – произведения о неидеальном строе, произведения о войне (о героях и тыловиках), перестройка.
Яркими представителями детской прозы Советского времени являются: Валентина Осеева, Корней Чуковский. В свои произведения писатели вкладывали жизненные ценности, которые прививают ребенку любовь и уважение к людям.
Советские годы в истории нашей страны – годы сложные, драматичные. К сожалению, они не стали временем настоящей свободы, равенства и братства.И потому маленькие герои сказок К.И.Чуковского вдохновляли на борьбу за свободу не только детей, но и взрослых.
Специфика советской поэзии для детей состоит в ее дидактичности, нравоучительности: мягкими намеками, или же прямым текстом советские поэты объясняли юным читателям, «что такое хорошо, а что такое плохо».
Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность», – так сформулировала своё творческое и человеческое кредо А. Л. Барто. Уже в самом раннем детстве мы знакомимся с её стихотворениями, с её трогательными героями. Каждый из нас помнит грустного бычка, идущего по наклонной дощечке, беспомощного зайку, оставленного под дождём. Мы растём, и вместе с нами «подрастают» книжки А. Л. Барто. Её герои вместе с нами прыгают через верёвочку, идут в школу и даже влюбляются.
Многие авторы советских детских книг писали не только для детей. Но так как в стране не было настоящей свободы, произведения для взрослых, написанные честно и искренне, не всегда допускались к печати. Поэтому детская литература была для многих авторов трибуной, с которой они высказывали то, что их волнует.
Так, например, Ежик просто путешествует в тумане, однако текст наполнен философской проблемой одиночества и целом – смысла человеческой жизни.
Императив - нравственное предписание.