В детской литературе начала 19в. сосуществуют 4 литературных направления:
- классицизм, который дал детской литературе такие жанры, как поучения, разговоры, беседы;
- сентиментализм (рассказ, повесть-путешествие);
- реализм (басня, роман, повесть);
- Четвертым направлением был романтизм (сказки, баллада, исторический роман);
Основными авторами были сомов, Вельтман, Полевой, Бестужев, Пушкин, Лермонтов.
Признаки романтизма:
- Двоемирие (многомирие);
- Наличие романтического героя, противопоставленного обществу, с которым он не схож;
- Обращение к повествовательному эксперименту;
- Часто завершается трагически;
Важный этап формирования детской литературы — классический романтизм . Романтики первой трети XIX века придали свойства литературности экзотике, архаике, документу, устной словесности и... детскому вымыслу, игре. Э.Т. А. Гофман впервые провел границу между двумя видами литературной сказки — взрослой и детской (хотя сказки для детей — с аллегориями и назиданиями — создавались и в доромантическую эпоху). Братья Гримм в своем собрании народных сказок выделили ряд детских. В подражание детским народным сказкам писатели-романтики предложили свои образцы. Так, В.Ф.Одоевский пишет сказку «Мороз Иванович» — по мотивам сказки из собрания братьев Гримм.
Романтики объявили эстетической ценностью детскую фантазию, воодушевились ею и создали новаторский тип произведений, в которых диалог ребенка со взрослым и детская игра послужили культурными образцами. Не только фольклор питал творчество романтиков, но и впервые ими замеченный феномен детской субкультуры.
Однако было бы преждевременным объявить романтиков отцами-основателями детской литературы в ее современном троичном значении. Они лишь внесли в понятие второй компонент — литературу для детей, ориентированную на фольклорную «детскую» сказку и детский игровой вымысел.
Романтики привили обществу внимание к детским воспоминаниям. В 1820—1830-х годах романтическую подпитку получил миф о Москве — Третьем Риме, и в русской литературе возродилась одна из традиций позднего Рима — хранить память о детстве. Память детства начали видеть не только в милых предметах; писатели перевели память детства из материального состояния в «духовное», т.е. ввели в «высокую» литературу. Античная идея «золотого века» была сочленена с возвышенным представлением о детстве, которое в действительности было куда более низким состоянием. Вместе с тем романтики как будто прошли мимо литературного творчества детей. Державин «заметил» юного лицеиста
Пушкина, еще раньше его разглядел Жуковский, оба признали талант, но не оценили сами детские стихи.
Во второй четверти 19в. Большой популярностью пользуются сказки: прозаические (Погорельский), стихотворные (Жуковский, Пушкин, Ершов).
Антоний Погорельский
Для детей им была написана одна сказка - «Черная курица, или Подземные жители»(1828). Повествование ведется от лица автора-рассказчика, с частым обращением к читателю - слушателю. Начало книги реалистично, а затем появляется сказочное «жил-был»: «Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском острове, в Первой линии, жил-был содержатель пансиона…»Подробно дан наряд мальчика Алеши, рассказано о его характере, привычках. Сказочное начало появляется, когда к мальчику ночью пришла его любимица-курица-чернушка, которую он спас от кухарки. Мальчик с ее помощью оказался в подземном царстве. Ему подарено зернышко, которое помогает ему всегда знать все уроки и отвечать всегда хорошо. Почти все события сказочного плана можно объяснить необычным характером Алеши - мечтательностью, чувствительностью, но автор не рассеивает сказочность своей книги и не дает нам определенного ответа на все вопросы читателя. Образ мальчика Алеши дан в развитии. Впервые в детской литературе появился такой герой - сомневающийся, изменяющийся, в нем сочетаются достоинства и недостатки. Эта книга интересна поэтому и современному читателю-ребенку.
Фантастическое в детской литературе
К фантастическим произведениям относятся в первую очередь сказки, как авторские (Г. Х. Андерсена, Аксакова, сказы Бажова и др.), так и народные. Жанр сказки, унаследованный из фольклора и развивавшийся в творчестве различных авторов, в современной литературе стал основой произведений в стиле фентези (Александр Волков «Волшебник Изумрудного города», Джоан Роулинг цикл о Гарре Поттере). Особенность фентези в том, что при сказочности сюжета эти произведения не стилизуются под фольклор, их персонажи говорят современным языков, зачастую даже являются обычными людьми, случайно оказавшимися в необычном, сказочном мире.
К фантастическим произведениям детской литературы также относятся повести и романы, написанные в жанре научной фантастики (Жюль Верн «10 000 лье под водой», «Таинственный остров», Кир Булычев «Гостья из будущего» и пр.) Как правило, их герои попадают в различные сложные ситуации и пытаются решить проблемы, используя последние достижения научно-технического прогресса и придуманные автором механизмы и аппараты.