Смысл жизни, смысл бытия - философская и дшовная проблема, имеющая
отношение к определению конечной цели существования, предназначения
человечества, человека как биологического вида, а также человека как ИНДИВИДуума, одно
из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления
духовно-нравственного облика личности.
Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой
жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как
понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире,
как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки
человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается
необходимость найти ответ на вопросы:
«В чём состоят жизненные ценности?»
«Что является целью жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как
такового)
«Зачем (для чего) жить?».
Вопрос о смысле жизни - одна из традиционных проблем философии, теологии и
художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения
определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.
Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и
зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни,
миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек
может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной
среде существования жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.
Вопросы о смысле жизни люди задавали и продолжают задавать, выдвигая
соперничающие между
собой гипотезы, философские, теологические ирелигиозные объяснения. Наука в
состоянии ответить с определённой долей вероятности на конкретные вопросы типа «Как
именно …?», «При каких условиях ...?», «Что будет, если ...?», в то время как вопросы
типа «В чём (что является) цель (смысл) жизни?» остаются в рамках философии и
теологии. Психологические причины возникновения подобных вопросов исследуются
в психологии.
Смысл жизни может быть обретен в любом возрасте человека и в любой жизненной
ситуации.
-обращение к исследованию реальной личности. Отметим, что в 20-30 гг. ХХ в.
советская психология также была ориентирована на изучение реальной личности (в
основном личности ребенка) - живущей и воспитывающейся в условиях советского
общества. Позднее в отечественной психологии обратились к изучению Идеальной
личности - личности советского человека, так называемой гармонически развитой
личности. На современном этапе развития психологии интерес к изучению реальной
личности возник снова;
-сближение психологии личности и этики, обращение к нравственно-ценностным
аспектам поведения, мышления и мотивации;
-особое внимание к проблемам психического здоровья (психотерапии и
консультированию);
-благодаря разработке Б.Ф. Ломовым системного полхода, исследование
конкретных проблем психологии личности (эмоций, способностей, мотивации) стали
исследоваться не сами по себе, а в составе более общей системы личностного знания. На
основе таких системных исследований очень активно развивается типологический подход.
Типологические исследования можно разделить на два направления:
1. Построение типологии по тем или иным заранее выделенным основаниям
(априорная);
2. Обобщение существующих в реальности типов (апостериорная).
Примером первой типологии может быть модель, предложенная Э.А. Г олубевой.
Она изучает способности и наклонности человека и полагает, что их первоосновой могут
быть три особенности: активность, саморегуляция и направленность. Этот пример
демонстрирует вариант типологии, подстроенной на структурной и структурно-
функциональной модели личности и ее свойств. Типология Э.А. Голубевой построена по
типу "организм - личность".
Примером второй типологии, построенной не на структурных, а на функциональных
принципах, является модель К.А. Абульхановой-Славской. Эта типология охватывает
соотношение "личность - жизненный путь”
В качестве конкретно-научной методологии изучения проблем личности в
отечественной психологии принят деятельностный подход (или субъектно-
Деятельностный). А. Г. Асмолов отмечает, что в психологии понятие “деятельностный
подход” чаще всего употребляется в двух значениях. В более узком смысле под
деятельностным ПОДХОДОМ понимается теория, рассматривающая психологию как науку о
порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах
деятельности индивидов (А. Н. Леонтьев).
В более широком смысле под деятельностным подходом понимается
методологическое направление исследований, в основу которого положена категория
предметной деятельности. Это направление стало исходным в исследованиях
большинства отечественных психологов.
Согласно данному подходу движущие силы и направленность развития
определяются совместной деятельностью ребенка с взрослым. Основным условием
психического и личностного развития является согласующаяся с логикой внешнего
обьекта, организованная другим человеком (взрослым) и совместно с ним выполняемая
деятельность.
Источники становления деятельностного подхода мы находим в культурно-
исторической концепции Л. С. Выгодского и теории деятельности А. Н. Леонтьева и его
последователей.
А. Н. Леонтьев утверждал, что личность человека “производится”, создается
общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То
обстоятельство, что при этом трансформируются, меняются и некоторые его особенности
как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности. Таким
образом, индивидное под влиянием развития и формирования человека изменяется, но не Человек Должен сам придать смысл своему существованию. Помощь извне
невозможна (бесполезна). Смысл жизни не создается, но обретается.
Человек:
- связан с другими людьми, способен воспринимать многообразные смыслы, циркулирующие в культуре;
- обретает смысл свободным волеизъявлением, личным выбором;
- несет ответственность за избранный смысл и практическую Деятельность,
- вытекающую из него.
Поиск смысла жизни является естественным свойством человека как разумного
существа. Смысл жизни и счастье взаимосвязаны, но:
- смысл жизни является обязательным условием счастья;
- смысл жизни может присутствовать в жизни человека даже в сам неблагоприятных
- обстоятельствах (при отсутствии счастья).
- Смысл жизни человека задает система определенных высших ценностей:
- трансцендентные ценности - представления о:
- Боге;
- абсолютных принципах, лежащих в основе мироздания;
- системе моральных абсолютов.
Эти ценности позволяют человеку осмыслить смерть, придать ей смысл. Они
объединяют общество, составляют идеологическую систему, влияют на эмоции людей,
связанные с религией (в СССР трансцендентные ценности были заменены верой в победу
коммунизма);
- социально-культурные ценности:
- политические Идеалы;
- история страны;
- культура страны;
- государственные границы;
- традиции, язык и др.
Человек может видеть смысл жизни в служении родине, делу демократии и т. п.;
ценности личной жизни человека - содержат представления о здоровье, успехе,
любви и пр. Они исторически изменчивы.
В иерархическом или тоталитарном обществе высшие ценности предписываются
индивиду, прочно усваиваются людьми, воспринимаются ими как собственные.
Ценности, которым в психике человека отведено место на пересечении
мотивационной сферы И мировоззренческих структур, можно определить как
абстрактные идеи, положительные или отрицательные, не связанные с определенным
объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и
предпочитаемых целях" (Рокич, 1973). Ш.Шварц, дополнил концепцию Рокича
положением о том, что наиболее существенным содержатель-ным аспектом, лежащим в
основе различий между ценностями, является тип мотивационных целей, которые они
выражают.
В демократическом обществе существует свобода выбора личных ценностей, но
утрачиваются ценности, объединяющие людей. Наличие смысла жизни - положительное
эмоциональное состояние, которое сопровождается:
- целеустремленностью (наличием целей);
- сознанием своей значимости в отношениях с другими людьми;
- интересом к Другим люлям, чувством единения с ними;
- принятием существующего миропорядка, признанием его как благ;
- осознанием своего места в мире, своего призвания.