Современная автономная республика Воеводина в составе Союзной Республики Югославии расположена на территории, которая до 1918 года входила в империю Габсбургов. Границы современной Воеводины устанавливались после второй мировой войны и несут на себе отпечаток политических и национальных реалий тех дней. В ХУШ - начале ХХ вв. земли эти отвоеванные у Османской империи составляли либо части Военной Границы, либо часть Триединого королевства Хорватии Славонии и Далмации (Срем), либо южные комитаты (округа) Венгерского королевства. Собственно об этих южных комитатах Венгрии - Бачке, Баране и Банате и идет речь, когда говорят о Воеводине конца ХУШ - начала ХХ веков. Сам термин - Воеводина - является самоназванием вышеуказанных территорий сербами, которые постоянно настаивали на учреждении должности их верховного правителя - воеводы.
На Пожунском сейме 1792 г. сербы были объявлены равноправными подданными Венгрии, а митрополит и епископы получили право участвовать в работе венгерского государственного собрания. Но их права постоянно ущемлялись, особенно при приеме на государственную службу. Фактическим главой края в 1790-1836 гг. был карловацкий митрополит Стеван Стратимирович. При нем ни разу не созывался сербский народно-церковный сабор - орган местного народного представительства. Митрополит не желал участия в саборах светских лиц, сосредоточив всю власть в своих руках. С этого времени можно говорить о все усиливающемся конфликте между церковными и светскими лидерами среди сербов Воеводины. Первый сабор был созван лишь через год после смерти Стратимировича и на нем митрополитом был избран епископ Стеван Станкович. На этом саборе народные представители требовали проведения заседаний, посвященных обсуждению ключевых вопросов жизни сербов в Австрии. Однако император не позволил превратить сабор в общенародный орган, оставив ему по-прежнему лишь церковные функции. Такая же ситуация повторилась и во время выборов следующего митрополита Иосифа Раячича (1785-1861 гг.).
Помимо Воеводины и Военной Границы компактные группы сербов были рассредоточены по всему Венгерскому королевству. Но самыми крупными центрами были гг. Нови Сад (20.000 чел) и Сремские Карловцы - резиденция сербского митрополита. Вместе с тем большие колонии сербов были и в других районах Венгрии. На этих территориях - Воеводины и Венгрии уже в ХУШ веке сложилась прослойка сербских торговцев, ремесленников, а в Х1Х веке формируется сербская национальная буржуазия и интеллигенция. Сербская торговая буржуазия занимала важное место в деле поддержки просвещения и культуры. Благодаря этим меценатам в 1826 году было создано первое культурно-просветительное учреждение академического типа у сербов - Матица Сербская, ставшее центром научной мысли всех сербов, как в Австрийской империи, так и за ее пределами. Сербские газеты и журналы издавались в Нови Саде и в Пеште, также являвшемся одним из центров сербской диаспоры в Венгрии. С 1792 г. в Сремских Карловцах и с 1810 г. в Нови Саде стали работать сербские гимназии. Начальные и средние школы к этому времени уже здесь были широко распространены. Общий уровень грамотности по сравнению с сербами, проживающими в Османской империи, был очень высок.
Во время Первого сербского восстания т.н. «австрийские сербы» участвовали в качестве добровольцев в боях с турецкой армией, оказывали материальную поддержку повстанцам, принимали раненых и беженцев, способствовали развитию культурных и государственных институтов в Белградском пашалыке. После подавления восстания около ста тысяч беженцев укрылись на территории Австрийской империи. Тесные связи сербов по обе стороны рек Савы и Дуная сохранялись на протяжении всего Х1Х века вплоть до Первой мировой войны. Признание автономии сербского княжества (1833 г.) и затем завоевание его независимости (1878 г.) укрепили надежды на создание единого сербского государства и породили у части сербов Австрии сецессионистские настроения.
Наряду с утопичной для того времени идеей возможного выхода из Австрийской империи, гораздо более актуальным был вопрос правовых норм существования сербов в Венгерском королевстве и в империи в целом. Привилегии Леопольда 1 практически утратили свою реальную значимость. Вся автономия сербов сводилась исключительно к церковным и школьным делам. Особенно сложной стала ситуация с автономными правами после того как Бараня, Бачка и часть Баната были выведены из Военной Границы в конце ХУШ - начале Х1Х века и вошли в состав Венгерского королевства в качестве рядовых административных единиц. Урегулирование отношений с венгерским центром становится главной задачей сербов. Главным был вопрос о признании церковно-народного сабора местным органом управления. Такого признания вплоть до 1848 г. сербы не получили ни от Вены, ни от Пешта. Не менее важным был вопрос о представительстве сербов в венгерском государственном собрании. И здесь не удалось добиться избрания депутатов по национальному признаку, они должны были быть избраны по тем же правилам, что и в остальных дистриктах. Венгерское руководство старалось пресечь рост сербского сепаратистского движения и проводило наряду с жесткими политическими мерами и экономические. Так на территории Баната, Бачки и Барани ранее в основном заселенные сербами венгерские власти переселяли венгров, румын и словаков, предоставляя им земли. Австрийский центр в свою очередь способствовал колонизации края немцами, в том числе и религиозными диссидентами из немецких государств. Таким образом, с нарастанием волны колонизации сербы уже не составляли большинства на территории Воеводины.
К середине Х1Х века экономическое положение Воеводины стабилизировалось. Она заняла важное место в империи, став на долгие годы одним из важнейших зернопроизводящих районов империи. Здесь преобладали крупные латифундии, принадлежащие венгерским и немецким помещикам, а также сербскому митрополиту. В 1836-1840 гг. на земли Бачки, Барани и Баната распространились принятые венгерским государственным собранием урбариальные законы, дающие большую инициативу кметам в вопросах передвижения и выкупа земли, но выполнялись они помещиками неохотно.
Сербская буржуазия в основном занималась торговыми операциями, так как здесь находился один из перекрестков торговых путей Запад-Восток. В 1836 году на Дунае появляются паровые суда, а в Нови Саде строится пароходная пристань, что способствовало развитию торговли и экономики в крае.
Воеводина в революции 1848-49 гг.
Сразу же после начала венгерской революции, в середине марта 1848 г. начались волнения и в населенных сербами южных комитатах. Крестьяне требовали решения земельного вопроса и отмены урбариальных повинностей, в городах раздавались призывы направить в Пешт депутацию, которая выразит солидарность с венгерским революционным правительством и предложит план сербо-венгерской договоренности о политическом статусе сербов. Такая делегация во главе с Джордже Стратимировичем, отставным офицером провела в конце марта переговоры с лидерами венгерского революционного правительства Л.Баттяни и Л.Кошутом. Венгерская сторона категорически отказалась предоставить сербам какие-либо формы политической самостоятельности, в том числе и языковой, отстаивая концепцию целостности венгерского государства и утверждения понятия единого «политического народа Венгрии». Неудача переговоров с венграми ускорила решение о созыве общесербской скупщины. Собравшая около 10 тыс. представителей сербов различных районов Южной Венгрии, Срема и Военной Границы скупщина проходила с 1 по З мая в Сремских Карловцах. На ней были приняты решения о политической автономии Воеводины (Срем, Банат, Бачка и Бараня), ее полной независимости от Венгрии. Важным было решение о солидарности и возможном административном объединении с Триединым королевством Хорватии, Славонии и Далмации. Это было яркое проявление югославянской солидарности в борьбе с мадьяризацией. Митрополит Раячич был избран патриархом, воеводой был избран заочно находящийся в Италии граничарский полковник Стеван Шупликац (1786-1848 гг.). Было сформировано и правительство - «Главный комитет», которое возглавил офицер в отставке Джордже Стратимирович (1822-1908). Местные «народные комитеты» осуществляли функции органов новой власти на местах. Они заменили ликвидированные в гражданских районах венгерские, а на территории Военной Границы австрийские органы управления. Фактически власть в Воеводине полностью перешла в руки Главного и местных комитетов. Императорские власти не признавали решения майской скупщины, а венгерское правительство отреагировало решительно - начав боевые действия против воеводинских сербов. В июне 1848 г. вооруженные силы Воеводины, состоящие как из регулярных граничарских отрядов, так и из добровольческих формирований вступили в бои с венгерской армией на территории Бачки и Баната. Началась сербо-венгерская война. Венграм поначалу удалось добиться успеха на территории Баната и Бачки, но с сербские войска соединились с армией Елачича и совместными усилиями сумели захватить большую часть Венгрии. Патриарх Раячич фактически стал главой Воеводины, так как воевода Шупликац умер в декабре 1848 г. Венское правительство, заинтересованное в подавлении венгерской революции в конце 1848 г. признало решения майской скупщины и обещало признание политической независимости Воеводины. В 1849 г. венграм удалось вновь добиться успеха и восстановить временно, до окончательного поражения революции, свою власть в южных комитатах.