Нерешенность национальных задач объединения Сербии и Черногории обуславливалась также и открытым соперничеством двух правящих династий: сербской - Обреновичей и черногорской - Петровичей. Черногорское государство с 1860 по 1918 г. занимал князь Никола Петрович, который в 1910 г. провозгласил себя королем, а Черногорию королевством. Умелый дипломат, искусный политик, деспотичный и жесткий правитель, он вел сложную политическую интригу, стремясь захватить лидерство в сербо-черногорских отношениях. Он обладал широкими международными контактами, в том числе и династическими родственными связями благодаря его дочерям. Елена стала королевой Италии, Зорка - женой будущего короля Сербии Петра Карагеоргиевича, Анастасия и Милица были замужем за русскими великими князьями и входили в круг лиц близких русскому императору Николаю II и его жене, императрице Александре Федоровне. Никола Петрович умело использовал эти связи для организации международной поддержки своей политики.
Экономическое положение Черногории по-прежнему оставалось критическим. Постоянный дефицит бюджета покрывался в основном за счет русской казны. Фактически, русские вливания и составляли основу черногорского бюджета. К 1908 году они составляли около полумиллиона рублей в год, из них более 300 тысяч рублей на военные нужды. Развитие сельского хозяйства, переход его от выпасного скотоводства к зерновому земледелию и производству овощных и плодовых культур тормозился отсутствием инфраструктуры, способствующей развитию рыночных отношений. Дорог в Черногории не было и доставить товар в город можно было лишь, спуская его с гор на собственных плечах. К 1910 г. было выстроено всего 464 км дорог, в том числе в 1884 г. было завершено строительство шоссе из столицы княжества маленького городка Цетинье до австрийского порта Котор. Первая железная дорога длиной в 9 км по маршруту Бар-Вирпазар, выстроенная в 1909 г. имела скорее развлекательно-аттракционный, чем экономический характер. Отсталое сельское хозяйство, полное отсутствие промышленных предприятий, в том числе и перерабатывающих, предоставляли широкое поле деятельности для иностранных концессионеров. Эксплуатация черногорских природных богатств велась австрийскими и итальянскими предпринимателями. Они вывозили сельскохозяйственную продукцию, древесину. Три четверти черногорского экспорта и половина импорта приходились на долю Австро-Венгрии. Контролируемая и финансируемая итальянцами табачная фабрика, несколько пивоварен и мельниц - вот собственно и весь промышленный комплекс Черногории в конце XIX-начале ХХ века.
Крестьянство по-прежнему составляло абсолютное большинство населения. Социального расслоения в его рядах практически не наблюдалось - в основном это были мелкие землепользователи. Городское население росло медленно. В Черногории насчитывалось около десяти маленьких городков, совокупное население которых насчитывало около 30000 человек. Недостаток рабочих мест, обнищание крестьянских семей вело к массовой эмиграции населения в Сербию, в начале ХХ века - в Америку. Административная реформа 1903 г. ликвидировала племенное деление государства и свела на нет власть племенных вождей. Это, пожалуй, была единственная реформа, которую Николе Петровичу удалось провести, остальные (судебная, налоговая) были лишь декларированы.
Никола Петрович фактически единолично управлял страной. Созданные им Государственный Совет, Совет Министров и Великий Суд им же и назначались, ему же и подчинялись. Никаких существенных преобразований в области государственного управления проведено не было. Некоторые изменения претерпело судопроизводство, что было отражено в принятом в 1888 году “Имущественном законнике”. Этот кодекс представлял собой попытку придать нормам обычного права статус законов, усовершенствовать уже существующие формы местного судопроизводства. Ни этот документ, ни введенный в 1901-1903 гг. суд трех инстанций не смогли ограничить произвол властей, существовавший в Черногории.
Единственные, достаточно последовательно проводившиеся в Черногории преобразования касались реорганизации армии. На это были направлены усилия российского правительства, полностью взявшего на свой счет вооружение и боевое обеспечение черногорской армии, а также обучение офицеров. В 1910 г. это было закреплено в русско-черногорской военной конвенции.
Слабая оппозиция своевольному правителю состояла из небольшого числа либерально настроенной образованной молодежи и патриархальных старейшин, прежних племенных вождей. Их объединяло стремление ограничить власть князя, сделать реальным введение конституции и деятельность парламента (скупщины). В 1905 г. князь Никола даровал народу Черногории конституцию. Она формально была принята на собранной специально для этого Народной Скупщине. Разработанная на основе сербской конституции 1869 г. черногорская конституция была чисто декоративной, поскольку она не была обеспечена соответствующими гарантиями. Князь по-прежнему осуществлял законодательную и исполнительную власть, лично назначая правительство, которое не было подотчетно скупщине.
Но и эта чисто номинальная деятельность скупщины продолжалась недолго. В 1906 г. парламентская оппозиция оформилась в первую политическую организацию - Народную партию. Ее программа, включавшая требования ответственности правительства перед парламентом, гарантии политических свобод и заключения союза с Сербией и Россией против Порты. В качестве противовеса князем была организована правительственная партия - Истинная народная партия. Попытки оппозиции придать скупщине больший вес закончились тем, что в 1907 г. князь разогнал скупщину, а деятельность Народной партии была запрещена после процессов 1908-1909 гг. против “анархистских преступлений”. Заговор студентов-бомбометателей, переправивших в Черногорию взрывные устройства, был использован для расправы с Народной партией и оппозицией в целом. В ходе судебного разбирательства выдвинуты были обвинения против сербского правительства в поддержке студентов-бомбометателей, поскольку центр их организации находился в Белграде. Произошел разрыв сербо-черногорских отношений. Следующим политическим процессом был суд над участниками антиправительственной тайной организации в округе Васоевичи. Представшие перед судом 161 человек участников заговора, большую часть из которых составляли военные, были приговорены к различным срокам заключения, а пятеро из них были расстреляны.
15 августа 1910 г. исполнилось 50 лет правления князя Николы. В ознаменование этого события он объявил себя королем. Черногорский правитель, несмотря на родство (он был тестем сербского короля Петра Карагеоргиевича) находился в очень натянутых отношениях с Сербией. Лишь военная тревога 1908-1909 гг. заставила его уступить желанию России и начать переговоры с Сербией о союзе. Но такой союз в форме военной и политической конвенций был подписан лишь в сентябре 1912 г. и явился последним звеном в создании Балканского союза.
Черногория в Балканских войнах
Сербо-черногорский стратегический план включал в первую очередь совместные операции в Нови-Пазарском санджаке, Косово и Метохии, Албании. Предусматривался раздел территорий Северной Албании между Сербией и Черногорией. Совместная граница и выход Сербии к морю создавали перспективу создания мощной сербо-черногорской средиземноморской державы.
Черногория после заключения союзнических договоров первой, еще 8 октября 1912 г., начала боевые действия против Турции и уже к серебине ноября захватила порт Алессио (Лежа) и Дуррес, а затем и Тирану. Однако по решениям Лондонского и Бухарестского мира территория Черногории в направлении Албании увеличилась незначительно в районе Скадарского озера. Черногории не удалось увеличить свою территорию за счет Скадарского вилайета, ставшего ядром государства Албания в соответствии с решениями конференции великих держав в Лондоне. Тем не менее территория Черногории увеличилась с 9 тыс. кв. км до 14 тыс. кв. км, а население - с 285.000 выросло до 435.000 человек. Это произошло за счет раздела между Сербией и Черногорией территории Нови-Пазарского санджака. Сербия и Черногория получили общую границу, осуществив свой давний план, Черногория же вместе с плодородными землями санджака вновь обрела церкви и монастыри Печской патриархии. Новые территории требовали больших усилий по интегрированию их в черногорское государство, особенно сложным был вопрос, связанный с сопротивлением албанского населения, в том числе и вооруженным. Черногория к началу первой мировой войны пришла с грузом нерешенных внутриполитических задач.