Польский вопрос на заключительном этапе войны
Кратко! 14 августа 1914 Николай I в официальной декларации обещал после войны объединить три части Польши в автономное государство в рамках Российской империи. Однако осенью 1915 бльшая часть российской Польши была оккупирована Германией и Австро-Венгрией, а 5 ноября 1916 монархи двух держав огласили манифест о создании самостоятельного Польского Королевства в российской части Польши. 30 марта 1917, после Февральской революции в России, Временное правительство князя Львова признало право Польши на самоопределение. 22 июля 1917 Пилсудский, воевавший на стороне Центральных держав, был интернирован, а его легионы расформированы за отказ принести присягу верности императорам Австро-Венгрии и Германии. Во Франции при поддержке держав Антанты в августе 1917 был создан Польский национальный комитет (ПНК) во главе с Романом Дмовским и Игнацы Падеревским; была сформирована также польская армия с главнокомандующим Юзефом Галлером. 8 января 1918 президент США Вильсон потребовал создания независимого Польского государства с выходом к Балтийскому морю. В июне 1918 Польша была официально признана страной, воюющей на стороне Антанты. 6 октября, в период распада и краха Центральных держав, Регентский совет Польши объявил о создании независимого польского государства, а 14 ноября передал Пилсудскому всю полноту власти в стране. К этому времени Германия уже капитулировала, Австро-Венгрия распалась, а в России шла гражданская война.
До 1917 г. ни одно правительство в мире не признавало безоговорочно права польского народа на восстановление независимого государства в составе всех трех частей. Не оправдались надежды ни Ю. Пилсудского, ни Р. Дмовского, хотя, конечно, их усилия способствовали активизации национально-освободительного движения польского народа и привлечению к нему внимания мирового общественного мнения.
Важным рубежом в окончательном решении польского вопроса стала Февральская революция в России. 14 (27) марта 1917 г. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов принял обращение «К народу польскому», в котором говорилось, что «демократия России... провозглашает, что Польша имеет право быть совершенно независимой в государственно-международном отношении».
Определило свою позицию и Временное правительство. 16 (29) марта 1917 г. появилось его воззвание «К полякам», в котором также шла речь о независимом польском государстве, но содержались и некоторые весьма существенные оговорки: оно должно находиться в «свободном военном союзе» с Россией, который был бы утвержден Учредительным собранием.
В апреле 1917 г. в войну вступили США, президент которых В. Вильсон еще в январе 1917 г. высказался за восстановление «объединенной, независимой, автономной» Польши, что свидетельствовало о его согласии с российской позицией того времени.
В сложившейся к лету 1917 г. ситуации ориентация на Центральные державы теряла смысл. В связи с этим Ю. Пилсудский вышел из состава Временного госсовета, а после того как он вместе с частью легионеров отказался присягнуть на верность прежним союзникам, был арестован и заточен в крепость. Маневр Пилсудского позволил ему сохранить и укрепить свою популярность в обществе, несмотря на неудачу избранного им в начале войны курса.
Берлин и Вена не оставляли попыток заручиться поддержкой поляков для своих планов. В сентябре 1917 г. ими были созданы новый Госсовет, Регентский совет и правительство. Эти органы зависели от оккупационных властей, были лишены свободы действий.
Резко активизировалась деятельность поляков на Западе и за океаном. 15 августа 1917 г. был создан Польский национальный комитет (ПНК) во главе с Р. Дмовским. В течение сентября—ноября 1917 г. он был признан Францией, Великобританией, Италией и США в качестве «официальной польской организации», но не правительства. Признание позволило ПНК развернуть активную дипломатическую работу по подготовке международно-правовых условий для воссоздания независимого государства.
Пришедшие к власти в России в октябре 1917 г. большевики продолжили в польском вопросе линию Петроградского Совета. В опубликованной 2 (15) ноября 1917 г. Декларации прав народов России провозглашалось «право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства».
Судьба Польши обсуждалась в ходе мирных переговоров Советской России с Центральными державами в Бресте. Параллельно шли переговоры Центральных держав с делегацией Украинской Народной Республики, завершившиеся 9 февраля 1918 г. соглашением о передаче Украине Холмщины, которую поляки считали этнически польской территорией. Это решение вызвало бурю возмущения в польском обществе и окончательно похоронило идею сотрудничества с Центральными державами.
3 марта 1918 г. был подписан Брестский договор, по которому Советская Россия признавала оккупацию Центральными державами Царства Польского. 29 августа 1918 г. был опубликован декрет Совнаркома об аннулировании всех договоров, заключенных правительствами бывшей Российской империи с Пруссией и Австрией относительно разделов Польши. Тем самым Россия отказывалась от любых притязаний на польские земли.
Однако ни Советская Россия, ни Центральные державы на заключительном этапе войны не оказывали уже серьезного воздействия на судьбу польского вопроса. Центрами его решения стали державы Антанты и США, а также сама страна. Особый резонанс в мире получило послание В. Вильсона конгрессу США в январе 1918 г. (так называемые четырнадцать пунктов Вильсона), тринадцатый пункт которого определял характер государственного строя и оптимальные границы будущей Польши. Он гласил: «Должно быть создано независимое Польское государство со включением в него территорий, населенных неоспоримо польским населением, причем этому государству должен быть обеспечен свободный и надежный доступ к морю и его политическая и экономическая независимость и территориальная неприкосновенность должны быть обеспечены международным соглашением». Этот пункт, после признания Австро-Венгрией и Германией программы Вильсона в качестве платформы для перемирия, стал тем международно-правовым положением, на основании которого мировое сообщество согласилось исправить несправедливость, допущенную по отношению к полякам при разделах Речи Посполитой и на Венском конгрессе 1815 г.
Положение польского народа в годы войны.
Польские земли с первых же дней мировой войны стали театром активных боевых действий. Они велись в Царстве Польском, австрийской Галиции, прусских Мазурах. В 1914 г. русская армия дошла почти до Кракова, но на следующий год началось контрнаступление австро-германских войск, закончившееся оккупацией русской части Польши. Ее территория была разделена на германскую и австрийскую зоны оккупации.
На различных фронтах за годы войны погибло около 450 тыс. поляков. Дополнительным трагическим моментом войны для польского народа было то, что польские солдаты оказались в составе противоборствующих армий и вынуждены были стрелять друг в друга.
Велики были потери от военных действий, а также в результате грабительской политики воюющих сторон. Их общий размер был определен польской делегацией на Парижской мирной конференции в 1919 г. в сумме 73 млрд золотых франков. Особенно сильно пострадало народное хозяйство Царства Польского и Галиции. Отступающие русские войска эвакуировали в глубь России промышленные предприятия, учреждения, учебные заведения, подвижной железнодорожный состав, квалифицированных рабочих и служащих. Из Царства Польского были также переселены немецкие колонисты.
После оккупации Царства Польского войсками Центральных держав его народное хозяйство стало объектом хищнической эксплуатации со стороны Германии и Австро-Венгрии. Оккупанты стремились максимально использовать экономический и людской потенциал занятых территорий в интересах ведения войны, а также, по возможности, подорвать конкурентоспособность польской промышленности в будущем.
Развитие национально-освободительного движения в первые годы войны
В начальный период среди польских политиков оформилось несколько подходов к решению польского вопроса. Национальные демократы (эндеки), считавшие, что можно не опасаться ассимиляции русскими более развитого в культурном отношении польского народа, связывали свои планы с Российской империей. Они ожидали, что в случае победы Антанты Россия присоединит к себе все польские земли и предоставит им автономию в составе империи. Несмотря на активные попытки эндеков добиться поддержки этих планов со стороны правящей династии и правительства, последние не решились в это время на какие-либо конкретные обещания. Не получила ожидаемой поддержки и инициатива национальных демократов по созданию на стороне России польской армии в 200—300 тыс. человек. Разуверившись в готовности России взяться за решение польского вопроса, лидер национальных демократов Роман Дмовский в ноябре 1915 г. выехал на Запад, надеясь заручиться поддержкой Англии и Франции.
Лидер т.н. «независимовцев» Юзеф Пилсудский и его сторонники получили возможность практической проверки своего плана решения польского вопроса с помощью Австро-Венгрии. Они надеялись, что после победы Центральных держав Царство Польское получит независимость или же, как предполагали галицийские консерваторы, будет объединено с Галицией в рамках триалистической монархии Габсбургов. В случае реализации плана Пилсудского польский вопрос был бы решен только частично, т.к. польские земли, входившие в состав Германии и Австро-Венгрии, оставались бы вне границ образованного на месте Царства Польского независимого государства, при этом не исключалась возможность аннексии Германией части территории Царства Польского.
6 августа 1914 г. добровольческие стрелецкие отряды Ю. Пилсудского вступили на территорию Царства Польского, рассчитывая, что их появление там вызовет всеобщее восстание поляков, которое сразу же неизмеримо повысит вес польской стороны в отношениях с Веной и Берлином. Но эти надежды оказались беспочвенными, восстания не произошло, как не было и энтузиазма при виде добровольных союзников австрийцев и немцев с польскими орлами на фуражках.
В августе 1914 г. все польские добровольческие военизированные формирования в Галиции были объединены в составе польских легионов. Они приняли участие совместно с частями Центральных держав в боевых действиях в Царстве Польском, Карпатах и на Волыни. В общей сложности в них насчитывалось несколько тысяч человек. И хотя сколько-нибудь серьезной военной роли они сыграть не могли, тем не менее приобретенный в это время легионерами боевой опыт позволил им стать важной, а после мая 1926 г. и главной составной частью офицерского корпуса в независимой Польше. Политическое руководство национальным движением в Галиции было сосредоточено в Главном национальном комитете, первую скрипку в котором играли консерваторы.
Видя слабость своих польских союзников, Вена и Берлин не спешили менять сдержанного отношения к польскому вопросу даже после того, как их войска заняли летом 1915 г. Царство Польское. Они все еще не теряли надежды на заключение сепаратного мира с Петроградом.
Третья ориентация в польском вопросе была представлена революционными силами. Социал-демократы и левые социалисты осуждали «империалистическую войну» и считали, что только общеевропейская социалистическая революция и свержение господства буржуазии принесут польским трудящимся социальное и национальное освобождение.