Возникновение философии — это закономерный результат становления и развития человека. Поскольку объектом философского осмысления действительности является отношение "человек-мир", вся история развития философской мысли представляет собой процесс осознания человеком сущности мира своего бытия и своей собственной сущности. Конечно, на различных этапах истории решение вопросов о сущности мира и человека, об их взаимоотношениях наполняется конкретным содержанием. Однако общей особенностью этой проблемы было стремление выяснить, что представляет собой мир по своей природе, какое место в нем занимает человек, какова его роль в мире.
Человечество всегда стремилось к построению целостного философского образа человека. Философский подход к человеку всегда предполагает выявление его сущности, конкретно-исторической детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия.
Философия выявляет:
- место человека в мире и его отношение к миру,
- анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развертывая свои возможности,
- каково в нем соотношение биологического и социального,
- что такое человек как личность,
- какова структура личности,
- в чем суть социально-психологических типов личности и т.п.
Известно, что в различные исторические эпохи эта проблема высвечивалась неодинаково: менялись приоритеты и аспекты ее осмысления.
В античной философии человек рассматривался преимущественно как микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу – судьбе.
В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог. Специфика человеческого отношения к миру в этот период обусловлена стремлением не только познать собственную сущность, но и приобщиться к высшей сущности – Богу.
Философия Нового Времени видела в человеке (вслед за христианством) прежде всего его духовную сущность. Мы до сих пор пользуемся и интересуемся тонкими наблюдениями над внутренней жизнью человеческого духа, над смыслом и формой человеческого разума, над тайными, сокрытыми в личностной глубине пружинами человеческих помыслом и деяний. Естествознание смогло создать прекрасные образцы исследований природы человека. Но ещё большей заслугой этого времени было признание автономии человеческого разума в деле познания собственной сущности.
Философия XIX – начала ХХ в. гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, а в других – к иррациональному. Хотя понимание действительной сущности человека часто уже просматривалось в различных теориях (Г.Гегеля, например), целостного учения о человеке ещё не было. Со временем человек становится в центр философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общество со всей необъятной Вселенной.
______________________________________
Проблема человека в истории философии. Природа и человек.
Проблема антропосоциогенеза. Человек и культура.
Философская мысль в понимании человека развивалась по трем направлениям:
- признание человека природным существом, определяемым природными законами. Поведение человека объясняется физическими или законами механики (механицизм) + через биологические инстинкты (биологизаторство) (Платон: «Человек – это двуногое существо без перьев»; Гольбах: «Человек – произведение природы: он существует в природе, подчинен ее законам, не может даже в мысли выйти из природы. Человек есть чисто физическое существо. Духовный человек – это то же самое физическое существо, только рассматриваемое под различным углом зрения»; Ламетри: «Человек – это ползающая машина»; З.Фрейд и его «Оно» (бессознательное – инстинкты), «Я» (сознание) и «Сверх-Я» (социокультурный мир в сознании человека);
- наделение человека качественно особыми сторонами, отличающими его от других органических форм – чувствами, разумом, человек социален (Аристотель: «Человек – существо политическое, и тот, кто не в силу случайных обстоятельств живет вне государства, недоразвитое существо или сверхчеловек»; Фр.просветители подчеркивали роль социальной среды в формировании человека, но они не рассматривали обратные процессы – влияние человека на общество); Сущность человека – это социальное качество (по марксистам). (Маркс: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду; в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»). В конечном итоге, высоко оценивались социальные стороны человека, но недооценивались субъективно-личностные стороны.
- понимание человека как отдельной, автономной, абсолютно свободной личности, лишенной природных и социальных детерминантов (экзистенциализм) (Ясперс, Хайдеггер).
---------------------------------
Все подходы односторонни. Человек – это некая целостность природного, социокультурного и психического. При этом человеческий индивид — это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени — человеческой личности.
Природное в человеке:
- биологическая организация его жизни;
- сексуальные различия;
- физиологические потребности;
- генетическая наследственность и задатки;
- тип высшей нервной деятельности, темперамент.
Биологическое очерчивает заданные природой границы существования, развития человека, но не исчерпывает всего человека. Пьерон: «Человек в момент своего рождения лишь кандидат в человека, и не сможет им стать в изоляции. Ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми» → общественные связи делают его человеком. Человек есть существо социальное. Стать им можно только в обществе в процессе воспитания, обучения, активного овладения языком, миром культуры.
Проблема антропосоциогенеза:
- к вопросу о происхождении человека антропологи и философы подходят с различных и внешне даже противостоящих друг другу позиций. Антропологи озабочены поисками "недостающего звена" в биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека к Homo sapiens. Философы стремятся выявить и обрисовать сам "перерыв постепенности" - революционный скачок, который имел место в процессе человеческого становления. Это способствует правильному пониманию мировоззренческого масштаба проблемы, перед которой стоит антропологическое исследование.
Давно признано, что превращение животных (гоминидов) в людей не могло быть неким мгновенным, одноактным событием. С неизбежностью должен был существовать длительный период становления человека (антропогенеза) и становления общества (социогенеза). Как показывают современные исследования, они представляют собой две неразрывно связанные стороны единого по своей природе процесса - антропосоциогенеза, длившегося в течение 3-3,5 млн лет, то есть почти в тысячу раз дольше, чем вся "писаная история".
Культура и человек:
Поскольку выживание человека не гарантировано самой природой, оно становится для него практической задачей, а среда и он сам в ней - предметом постоянной рефлексии. Человек оказывается вынужденным анализировать свою среду, выделять те ее элементы, которые необходимы для удовлетворения его инстинктивных потребностей (у животных потребности и средства их удовлетворения изначально скоординированы). Так происходит приписывание значений элементам среды; ориентация на значения делает поведение осмысленным и понимаемым как для самого действующего индивида, так и для наблюдателя.
Именно такое осмысленное поведение и явилось источником культуры, потому что все, что становилось результатом такого осмысленного, ориентированного на значения поведения, само по себе являлось осмысленным и содержало значения, на которые могли ориентироваться уже другие индивиды. Так создавалась "вторая природа", т.е. культурная среда, которая стала специфической видовой средой для вида homo sapiens. (максимум, что смогла найти по человеку и культуре в философии, надо спросить у Васиной на консультации).