Воспитание как общественное явление – сложный и противоречивый процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества. Иначе говоря – это процесс социализации личности. Сложность этого процесса определяет его многофункциональность: это и усвоение культуры общества, и развитие себя, и дальнейшее совершенствование социального опыта. Воспитание обеспечивает социальный прогресс.
Черты воспитания как общественного явления:
-
Воспитание возникло из потребности общества как необходимое условие передачи социального опыта.
-
Воспитание на каждом этапе общественно-исторического развития меняется, т.к. изменяется и совершенствуется социальный опыт.
-
Воспитание осуществляется путем усвоения общественного опыта.
Процесс воспитания отождествляется с воспитательным процессом. Чтобы человек присвоил себе какой-либо опыт, он должен в своей жизни проделать этот опыт. Только тогда он становится достоянием личности. Значит воспитатель, организуя процесс передачи опыта, должен организовать деятельность.
Главное предназначение воспитания – найти способ, чтобы включить ребенка в деятельность, где он повторит это действие. Для личностно-деятельного подхода характерно то, что ребенок избирает из всего социального опыта одно из направлений, которое ему более интересно, и усваивает этот опыт в деятельности. Воспитанный ребенок – это тот, кто правильно относится к себе. Деятельностный, личностно-деятельностный и отношенческий подходы к воспитанию вытекают из закономерностей процесса воспитания – развитие личности, деятельности и общения.
Особенности воспитательного процесса.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей:
-
Целенаправленность. Наибольшую эффективность обеспечивает такая организация, при которой цель воспитания превращается в цель близкую и понятную воспитаннику.
-
Многофакторность. В воспитательном процессе действуют объективные и субъективные причины. Оказывают влияние многие факторы (среда, окружение и тд).
-
Неочевидность. Результаты воспитательного процесса не так быстро себя обнаруживают как в процессе обучения.
-
Динамичность. Воспитательный процесс подвижен и изменчив.
-
Непрерывность.
-
Длительность.
-
Комплексность. Означает единство целей, задач, содержания форм и методов воспитательного процесса, подчиненных идее целостности формирования личности.
-
Двусторонний характер. Воспитание идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитаннику к воспитателю (обратная).
-
Вариативность (неоднозначность). В одних и тех же условиях одними и теми же действиями могут быть достигнуты разные результаты.
-
Противоречивость. Противоречие между возникающими у личности новыми потребностями и возможностями ее удовлетворения.
Структура воспитания состоит из последовательности задач, на решение которых он направлен. В своем развитии воспитательный процесс проходит определенные этапы:
1 этап:
Осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения.
2 этап:
Знания должны перейти в убеждения- твердые, основанные на определенных принципах мировоззрения, которые служат руководством в жизни.
3 этап:
Воспитание чувств. Без человеческих эмоций нет, и не может быть поиска истины.
4 этап:
Деятельность.
Чем больше места в структуре воспитательного процесса занимает педагогически-целесообразная организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.
Будучи сложным социальным явлением, воспитание является объектом изучения различных наук: философии, социологии, этнографии, экономики и т. д. Каждая отрасль знания исследует его сущность через свою призму. Педагогика исследует закономерности воспитания, тенденции и перспективы его развития, разрабатывает его теории, методики, принципы, содержание, формы и методы.
Современное понимание категории воспитания разворачивается, главным образом, в двух контекстах:
1) воспитание как специфическая общественная практика;
2) воспитание как профессиональная педагогическая деятельность.
Как общественная практика, воспитание – это передача старшими поколениями и воспроизводство новыми поколениями социального опыта, культуры.
Процесс – это разворачивающаяся во времени последовательность состояний, событий, явлений. Воспитание – это разворачивающееся во времени взаимодействие воспитателей и воспитанников. Именно в нем, во взаимодействии, рождаются, изменяются эмоциональные и интеллектуальные состояния педагогов и школьников, именно здесь возникают педагогические и непедагогические явления, которые становятся или не становятся событиями для участников взаимодействия.
Категория воспитания – одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории:
Воспитание в широком смысле слова – общественное явление, воздействие общества на личность (отождествляя воспитание с социализацией);
Воспитание в узком смысле слова – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей качества личности, взглядов и убеждений.
В современной педагогической литературе существуют различные дефиниции понятия «воспитания»:
– подготовка подрастающего поколения к жизни;
– специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность, с целью формирования у нее определенных обществом социальных свойств и качеств;
– процесс целенаправленного формирования личности;
– целенаправленное управление процессом развития личности.
Разработка понятия воспитания привела к выделению и характеристике целого ряда его аспектов: типы, виды и модели воспитания.
Существуют два типа воспитания:
– первый основан на естественном разделении труда и соответствует социокультурной сущности первобытной эпохи;
– второй, возник в результате общественного разделения труда, имущественного и социального неравенства, повлекших дифференциацию целей воспитания и способов их реализации у разных социальных групп. Данный тип воспитания представлен в мировой культуре специфическими вариантами – восточным и западным. Восточному типу воспитания свойственны жесткие требования к выполнению традиционных норм и канонов, ограничение индивидуальной свободы личности, ее самостоятельности и независимости мышления. Западный тип имеет ценностно-рациональный характер и ориентируется на развитие у личности воли и разума, утверждение в человеке индивидуального и творческого начал.
Виды воспитания классифицируются по характеру воспитательных целей и путей их достижения:
– по институциональному признаку различают: семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства, воспитание в детских и юношеских организациях; в специализированных детских учреждениях (школах-интернатах, детских домах и др.);
– по стилю отношений между воспитателем и воспитанником: авторитарное, демократическое, либеральное.
Модели воспитания:
1. Технократическая модель основана на жестком управлении воспитанником, прежде всего, в поведении в различных социальных ситуациях. Воспитание понимается как формирование типа поведения воспитуемого с помощью разработанной системы подкреплений.
2. Социетарная модель базируется на определенной системе ценностей, присущей данной социальной группе или обществу. Все иные ценности признаются ложными. Например, религиозная, коммунистическая, националистическая модель и т. п.
3. Идеалистическая модель – воспитание как создание для воспитуемых такой среды, благодаря которой заложенные в душе вечные и неизменные идеи сформировали бы полноценную личность (Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла, И. Песталоцци и др.).
4. Прагматическая модель – обучение воспитанников решению реальных жизненных проблем и достижению успеха в жизни, передача только полезных в жизни, ориентированных на практическое применение знаний, направленность воспитания на индивидуальное саморазвитие воспитанника.
5. Гуманистическая модель организуется на основе взаимодействия, учета личностных и индивидуальных особенностей воспитанника, принятия его таким, каков он есть, создания атмосферы доверия, поддержки и защиты. Основными личностными факторами развития индивида, с точки зрения гуманистической педагогики, являются саморазвитие, самовоспитание, самообразование, самообучение.
Также в педагогике имеются различные толкования и понятия «процесс воспитания»:
– это организованное, целенаправленное руководство воспитанием школьников в соответствии с социальным заказом;
– это процесс формирования, развития личности, который включает как целенаправленное воздействие, так и самовоспитание;
– это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.
Как любой развивающийся процесс, воспитание содержит в себе противоречия, которые являются его движущими силами. Исходное противоречие воспитательного процесса – противоречие между общественными ожиданиями в отношении подрастающего поколения и его (поколения) собственными потребностями, отражающими социокультурную, возрастную ситуацию развития.
Единицей воспитательного процесса следует признать воспитательную ситуацию. Границы ситуации определяются конкретной задачей воспитателя и временным отрезком, в котором условия взаимодействия относительно неизменны.
В каждой воспитательной ситуации ребенок попадает в последовательность следующих процессов:
1) включение в систему отношений (непосредственных и опосредованных) с воспитателем;
2) приобретение и накопление знаний, умений, способов деятельности, норм, ценностей и других элементов социального опыта;
3) ихинтериоризация, то есть преобразование внутренних структур психики ребенка благодаря усвоению структур социальной деятельности;
4) экстериоризация, то есть преобразование внутренних структур психики в определенное поведение (действия, высказывания и т. д.).
Именно действия, высказывания, поступки ребенка, возникшие после его «выхода» из воспитательной ситуации, позволяют судить об эффективности.
Цель гуманистического воспитания позволяет поставить адекватные ей задачи:
– философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;
– приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;
– раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.);
– развитие интеллектуально нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии;
– возрождение чувства патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности;
– формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности;
– развитие и культивирование представлений о здоровом образе жизни.