М. Твен. Национальное значение феномена фронтира. Марк Твен (настоящее имя Сэ́мюэл Лэ́нгхорн Кле́менс (Samuel Langhorne Clemens; 30 ноября 1835 года, посёлок Флорида (англ.) русск., Миссури, США — 21 апреля 1910 года, Реддинг, Коннектикут, США) — американский писатель, журналист и общественный деятель. Его творчество охватывает множество жанров — юмор, сатиру, философскую фантастику, публицистику и другие, и во всех этих жанрах он неизменно занимает позицию гуманиста и демократа.
Уильям Фолкнер писал, что Марк Твен был «первым по-настоящему американским писателем, и все мы с тех пор — его наследники», а Эрнест Хемингуэй писал, что вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется «Приключения Гекльберри Финна». Из русских писателей о Марке Твене особенно тепло отзывались Максим Горький и Александр Куприн.
Фронти́р (англ. frontier — «граница, рубеж») в истории США — зона освоения Дикого Запада, расположенная на территории современных штатов Северная Дакота, Южная Дакота, Монтана, Вайоминг, Колорадо, Канзас, Небраска и Техас, которая постепенно расширялась и перемещалась на запад вплоть до Тихоокеанского побережья. Бюро переписи населения США определяло фронтир как границу, за которой плотность населения была менее 2 человек на квадратную милю. Ранний Твен — до «Приключений Тома Сойера» (1876) — относится к числу писателей, чье творчество закладывало основы реализма в американской литературе. Твен начинает как юморист, сразу дающий почувствовать свою близость литературе американского фронтира. Вся молодость Твена прошла на фронтире, и атмосфера фронтира, его традиции и верования многое объясняют в характере мышления и творческих устремлений писателя.
Фронтир долгие десятилетия служил самым устойчивым подтверждением «американской мечты», потому что здесь и впрямь открывался простор для «индивидуального мужества, честной работы и взаимной ответственности», как характеризовал сущность «мечты» Фолкнер, поясняя, что «мечта — это свобода равного начала со всеми остальными людьми». К концу жизни Твену предстояло осознать, насколько несхож этот комплекс идей с действительностью буржуазного общества в тех его специфически американских особенностях, которые и оказались конечным порождением «мечты». Горечь его поздних книг — прежде всего свидетельство этого социального прозрения.
Но вместе с тем на фронтире всего отчетливее выступали те коренные демократические черты самосознания американского народа, которые наиболее глубоко были воплощены Твеном, придав его творчеству значение эпоса народной жизни. Идеал Твена — по сути, просветительский идеал природной доброты и разумности человека, социальной гармонии и торжества здравого смысла. За исключением Уитмена, ни один американский художник не выразил этот идеал так последовательно и глубоко и не держался его так непоколебимо, как Твен. При всех эстетических различиях между Уитменом и Твеном основа у них была общая — сплав радикальных идей основоположников американского государства, руссоистской концепции естественного равенства и миропонимания трудовых масс Америки, жаждущих истинной справедливости и человеческого братства.
Различия же предопределены тем, что Твену с самых первых его шагов в литературе были совершенно чужды романтические мотивы и образы, и здесь особенно ощутимо воздействие фронтира на весь творческий склад писателя. В фольклоре фронтира даже небылицы непременно содержат элемент достоверного бытописания, отнюдь не сдерживающего стихию гротеска. Сама жизнь фронтира была переплетением заурядного с невероятным, и поэтика небылиц отразила этот причудливый симбиоз, каким была отмечена действительность, вызвавшая к жизни сам жанр.
Особенности американского или «неистового» юмора на примере произведений М. Твена. Марк Твен начинал свой путь в литературе как мастер лихого, нередко бесшабашного юмора. Из-под пера писателя бесконечной чередой выходили смешные мистификации, пародии, гротескные зарисовки, рассказы, в основе которых были нелепо-комические ситуации. Изображая какой-то городок, залитый светом южного солнца, Твен сказал, что в яркой белизне зданий было нечто веселое, даже "буйно-веселое". Таким буйным весельем были до краев наполнены его ранние - и не только ранние - произведения. Щедрая готовность писателя разбрасывать озорные шутки целыми пригоршнями, развешивать их гирляндами, делиться улыбками с любым человеком приносила - и продолжает приносить - огромную радость людям. Восприняв лучшие традиции американского народного юмора середины прошлого века, Твен порождал безудержное веселье нагнетанием не только невероятных преувеличений, но и не менее уморительных преуменьшений. Он смешил сочетанием важного и ничтожного, высокого и низменного, радовал сочными остротами в простонародном, нередко грубоватом духе, разоблачением псевдосерьезного, шаржированием, материализацией метафор, фейерверком каламбуров. Влечение к эксцентричному, но в основе своей почти безобидному юмору, к улыбке, скрытой и перерастающей в хохот, но едва ли ранящей, - важнейшая особенность раннего демократического творчества Марка Твена. Юморист, связанный с народом глубокими корнями, выражает ощущение, что в массе своей окружающие его люди обладают высокими человеческими задатками. И душа юмориста полна любовью к людям. Творчеством своим он содействует укреплению душевного здоровья человека, внутреннего его равновесия, его веры в свою жизнеспособность. Совершенно очевидно, что юмор в "Приключениях Тома Сойера" играет иную роль, нежели, скажем, в насыщенном до отказа комической утрировкой и отчасти сатирическом "Рассказе о дурном мальчике". Без юмора повесть о Томе звучала бы просто сентиментально и фальшиво. Именно юмор придает фигуре главного героя, а также и некоторым другим персонажам истинность, душевную глубину. В повести воспевается прекрасная вольная жизнь, а смех, окрашенный лиризмом, задушевный юмор служат выражением любви к простым и добрым людям. Твен, разумеется, не был первым американским художником, который заставил юмор служить главной задаче - утверждению ценности людей в прелести жизни. Но присущий писателю гигантский талант юмориста-психолога и юмориста-поэта помог ему создать произведение необычайно большого эстетического значения. Парадоксально, что, сочиняя эту повесть, Твен исходил из недовольства современной американской действительностью. И все же его стремление изобразить, опираясь на воспоминания детских лет, мир более счастливый, более радостный, чем тот, который он видел вокруг себя, позволило писателю создать книгу, в которой комическое играет роль утверждающую, В повести ощущается несомненный налет романтизма, но это не лишает ее и реалистической тональности.
Связь с фольклором границы (жанры небылицы, байки, розыгрыша). Юмористические рассказы 60—70-х годов очень близки к фольклорному жанру небылиц, сложившемуся еще в эпоху первых пионеров, на рубеже XVIII—XIX вв. В небылицах властвует стихия гротеска, не признающего никаких ограничений даже широко понятыми требованиями жизненной достоверности. Совершенно невероятные события, которые происходят в этих фольклорных рассказах, всегда призваны убедить в том, что для истинного героя-пионера на земле не существует ничего непосильного, в то время как его противникам при всем их коварстве и расчетливости не по силам совладать и с самой элементарной трудностью. В калейдоскопе немыслимых ситуаций, которые возникают в небылицах, легко узнать гротескно осмысленные черты реальной жизни на фронтире: постоянные опасности, дикая и величественная природа, требующая энергии, храбрости, непоколебимости духа от своих покорителей, до грубости примитивный быт, безмерная уверенность в счастливом завершении всех испытаний, выпадающих на долю пионера, естественное и крепкое чувство справедливости и отвращение ко всем, кто на нее посягает. В первых произведениях Твена поэтика небылицы, не утрачивая отличительных черт фольклора, становится фактом литературы. Центральный персонаж ранних твеновских юморесок — фольклорный «простак» с его наивностью и здравым смыслом, несколько поверхностными, но в целом всегда верными оценками людей и событий. С этим героем, в котором обобщены характерные приметы людей фронтира, в повествование Твена входит красочная действительность тех только что заселенных штатов, где быт еще не устоялся и еще не успели стать нормой отношения, типичные для буржуазного общества. Твен, успевший накопить богатый опыт газетчика, порывает со всевозможными условностями, всевластными в произведениях эпигонов романтизма, и едва ли не все его произведения этого периода — начиная со «Знаменитой скачущей лягушки из Калавераса», которую напечатал в 1865 г. в своем журнале Брет Гарт, — внутренне полемичны по отношению к литературным штампам. Однако объект его пародии — не только творцы бульварной литературы, но и все искусственное, отклоняющееся от демократических установлений фронтира и сдерживающее энергию живой жизни.
Анализ одного из произведений. «Приключения Тома Сойера». Приключенческий детский роман родился у американского писателя Марка Твена и вскоре вышел в издание 1876 года. В сюжет книги положена история неутомимого искателя приключений, бунтаря среди ровесников – мальчика по имени Том Сойер. Примечательно, что изначально автор задумывал роман для взрослой аудитории, но большую популярность книга обрела среди подрастающих читателей.
Помимо романа есть ещё четыре повести о Томе Сойере: «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Том Сойер- сыщик» и «Том Сойер за границей».
Двенадцатилетний Том живёт в провинциальном американском городке Сент-Питерсберг (да-да, есть такой в округе Пинелас, штат Флорида. Нынче это известный курорт США) со своей тётей Полли- прилежной гражданкой, постоянно наставляющей Тома на «путь истинный». Она старательно воспитывает Тома после смерти матери мальчика. Зато у него есть друзья. А вскоре появится и подружка... Это и не удивительно, ведь отчаянный Том способен вести за тобой толпы, своей жаждой приключений он не только привлекает к себе массу внимания остальных ребят, но и умудряется ловко вовлекать их в свои передряги. Впрочем, это уже не на его совести.
Условно роман можно разбить на несколько ключевых эпизодов:
-Знакомство Тома с Бекки Тэтчер;
-Криминальное приключение Тома с убийственным подтекстом;
-Бегство из дому- своенравное превращение в пирата;
-История в пещере;
-Заслуженная находка сокровищ.
Начало истории повествует о местности, окружающей Тома- в середине двадцатого века Сент-Питерсберг едва ди отличался от обычного городишки сельского типа. Здесь сурово обучают детей священному писанию, безоглядно наказывают за любую наивную выходку... Которая так характерна Тому! Вот так, после его очередного бунтарского побега из школы тётя придумала Тому новое наказание- вместо праздничного отдыха самостоятельно выбелить забор. С этого задания начинается настоящий триумф Тома: подключив смекалку и чувство юмора мальчик убеждает своих товарищей в необычайной возможности побелить забор, ведь это, мол, уникальное редкое развлечение и дано оно далеко не каждому. Так наш герой запросто передаёт свою миссию другим мальчишкам, а сам наслаждается найденной сокровищницей...
Спустя небольшой период времени происходит роковая встреча примерной милой девочки Бекии Тэтчер и Тома. Случается это в один воскресный день в церквушке, когда на её порог входит окружной судья Тэтчер со своей дочерью. Между детьми возрастает дружба, которая впоследствии сподвигнет ребят на множество безрассудных подвигов. Вскоре после знакомства Бекки и Том успевают увлечься друг дружкой до такой степени, что начинают бушевать вулканы самых противоречивых юношеских чувств: имеет место ревность, нежность, восторг, обида, снова признание и восхищение... Начинают буквально лететь искры. Так Том неизбежно ввязывается в новую передрягу, на этот раз довольно таки серьезную: невольно он становится свидетелем настоящего убийства, после чего ухитряется разоблачить и самого убийцу. А в ходе событий Том, его верный друг Гекльберри Финна и их товарищ создают собственную банду и решаются на отчаянный план- покинуть родной дом и обустроиться в качестве местных пиратов на райском островке недалеко от города. Там мальчишки беззаботно проводят досуг, и, вдоволь объевшись собственными шалостями думают возвращаться в цивилизацию.
Одержав блестящие победы Том поставит себе целью во что бы то ни было отыскать клад, а по ходу переживёт неожиданный урок ответственности, рискуя в лабиринте жуткой пещеры не только своей, но теперь и жизнью Бекки. Это станет их следующей историей...