«Потерянный рай» Джона Мильтона. «Потерянный рай» (англ. «Paradise Lost») — эпическая поэма Джона Мильтона, впервые изданная в 1667 в десяти книгах. В издании 1674 года книг стало 12. Поэма описывает белым стихом историю первого человека Адама.
Книга переиздавалась огромное количество раз и переведена на многие языки, включая русский. Мильтон написал и продолжение — «Возвращённый рай». Считается, что в обеих поэмах нашла отражение бурная политическая жизнь в Англии и судьба автора.
Гениальность замысла. Каждое художественное произведение начинается с замысла. Путь от замысла к его воплощению у каждого художника, равно как и у самого произведения, - свой. Он может занять мгновения, а может и всю жизнь.
Джон Мильтон вынашивал замысел создания эпической поэмы еще с юности, когда впервые попробовал свои силы, написав латинскую поэму «Пятое Ноября» в жанре малого эпоса. По мнению современников поэта, именно жанр эпопеи являлся самым трудным, но в то же время, очень престижным.
В большинстве своем авторы эпопей XVII в. склонны были идеализировать реакционные явления современной Европы, что в итоге приводило к прямой и порой грубой политической тенденциозности. В «Потерянном Рае» Мильтон не просто «показал не только мир утопических иллюзий, трагически разрушенный познанием его иллюзорности», но и указал выход из последовавшего в результате кризиса – путь к совершенствованию под руководством разума.
Следует отметить, что поэма «Потерянный Рай» явилась результатом долгих размышлений, отражением мировоззрения и мироощущения поэта, своего рода итоговой чертой его жизненного пути.
Трактовка библейских сюжетов. В огромной поэме в двенадцати книгах, созданной им, две сюжетные линии тесно связаны между собой единой задачей. Мильтон повествует об извечной борьбе между Сатаной и Богом, подробно останавливается на истории мятежа Сатаны против Бога и на их войне, закончившейся поражением Сатаны и превращением его из ангела в гнусного беса. Сюжет об Адаме и Еве, соблазненных Сатаною, был довольно распространен в литературе и искусстве XVI—XVII вв. Известно множество полотен и гравюр, трактующих его в самых различных аспектах. Кроме одной из мистерий Андреини, трагедия гениального голландца Вондела о Люцифере вплотную подходила к этому сюжету («Князь тьмы» представал в изображении голландского поэта в виде царственного и гордого мятежника), а драма другого голландского писателя XVII в., Гуго Гроция, известного законоведа и историка, посвящена истории грехопадения. Есть все основания предполагать, что английский поэт знал эти и многие другие варианты библейского рассказа. Но под его пером все они приобретали совершенно новое и актуальное для Англии XVII в. звучание. Остановившись на образах, которые привлекли внимание многих художников и поэтов и были хорошо известны в то время самым широким массам, Мильтон внес в их трактовку новое содержание.
Связь с историей, философскими и эстетическими исканиями 17 в. Исследование важнейших аспектов эпической поэмы Мильтона приводит к выводу, что «Потерянный рай» создавался как бы на скрещении главных социально-исторических, философских и эстетических движении бурной, переломной в истории Англии эпохи. В «Потерянном рае» встречаются и сливаются воедино разнородные - барочные и классицистские тенденции. Именно сплав этих тенденции, а не одна из доминировавших в литературе XVII в. художественных систем, был наиболее адекватен творческим запросам Мильтона, его умонастроениям в период работы над поэмой. Синтетический по своему характеру метод поэта, сформировавшийся в годы революционной ломки, обладал несомненными преимуществами перед методом раннего Мильтона: он более отвечал духу породившей его эпохи, помогал тоньше улавливать импульсы времени. Космическая природа «Потерянного рая», его монументальность и философичность, гражданственность и героический дух, трагический пафос и оптимизм, бурная динамика и строгость формы, богатство и яркость красок свидетельствуют о действенности творческих принципов автора.
Специфика поэтического стиля (синтез эпоса, драмы и лирики). Мильтона традиционно рассматривают как ключевую фигуру XVII века, а поэме «Потерянный рай» и ее жанровой неоднородности отводят важное место. Это объясняется тем, что в «Потерянном рае» находит выражение стремление Мильтона к синтезу эпоса, драмы и лирики: «Эпические картины истории, драматическое изображение судьбы Адама и Евы, страстные лирические монологи, сливаясь в едином русле, составляют специфику поэтического стиля «Потерянного рая»».
Эстетика барокко и классицизма в поэме. Нарушение жанровых канонов, наряду со многими другим особенностями «Потерянного рая», бесспорно сближает его с литературой барокко. И все же было бы непростительным упрощением рассматривать поэму Мильтона как произведение сугубо барочное. Слишком важную роль в творчестве поэта играл принцип подражания древним, слишком велико было его стремление к рационалистической регламентации и упорядоченности поэтической формы, чтобы мы могли видеть в авторе «Потерянного рая» типичного поэта барокко. Широкое привлечение античной мифологии, подражание Гомеру и Вергилию, строгое, почти скрупулезное воспроизведение композиции античных образцов, возвышенный, патетический слог, характерные для эпоса Мильтона, несмотря на известные отступления поэта от жанровых канонов, свидетельствуют о его тесной связи с творчеством древних авторов. Есть основания утверждать, что ни у одного из писателей барокко связь с античностью не была такой глубокой и прочной, какой она была у Мильтона. Устойчивая ориентация на античное наследие, которой не смогло воспрепятствовать даже критическое отношение поэта к религиозно-этическим идеалам прошлого, бесспорно сближает его с писателями классицизма. Классицистские устремления поэта отражают поиск общезначимого, сверхличного, высоко гражданственного искусства, соответствующего героическому характеру времени. В возвышении нравов, в подготовке людей к гармоничным формам жизни, основанным на разуме и добродетели, он видит основную задачу поэзии.