|
Анализ художественного произведения |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
стилистический анализ |
|
анализ развития действия |
|
анализ художественных образов |
|
проблемный анализ |
|
|
|
|
|
|
|
анализ использования автором языковых средств (работа с художественным словом) |
|
работа над сюжетом и композицией |
|
образ-персонаж, образ-пейзаж, образ-переживание, образ-вещь |
|
создание проблемной ситуации, ее совместное решение (совместный поиск) |
|
|
|
|
|
|
|
умение воспринимать изобразительные средства языка |
|
умение видеть логику развития действия |
|
умение воссоздать в воображении картины, созданные автором, умение целостно воспринимать образ-персонаж, образ-переживание |
|
умение видеть авторскую оценку, умение осваивать идею художественного произведения |
К частным приемам стилистического анализа можно отнести следующие:
1) Выделение изобразительных средств языка в тексте и осознание (оправдание) их роли в тексте.
Поскольку сами дети редко замечают авторские слова и выражения, необходимо привлечь к ним внимание соответствующими вопросами, т.к. «умение читать - это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, его тончайшим оттенкам»:
− почему автор пишет: “…”?
− о чем говорит нам выражение “ …”?
− какое выражение использует автор, чтобы …?
2) Стилистический эксперимент
Стилистический эксперимент - это намеренная “порча” авторского слова, имеющая целью привлечь внимание детей к авторскому слову, показать его незаменимость в тексте. Это может быть пропуск или замена отдельных слов и выражений, изменение конструкции предложения.
3) Использование живой наглядности
Живая наглядность представляет собой сближение восприятия текста с жизнью ребенка, с его эмоционально-непосредственным опытом. Актуализация ярких наглядных впечатлений ребенка с помощью реальных наблюдений, демонстрации конкретных действий делает художественное слово более понятным.
4) Сравнение первоначального и окончательного вариантов одного текста
Данным приемом можно воспользоваться, если учителю известны черновые редакции произведения. Этот прием может иметь разную степень сложности: от сопоставления отдельных слов и выражений до сравнения целых текстов. В результате сравнения дети пытаются обосновать внесенные писателем изменения.
Для этого на уроке чтения эпических текстов (например, рассказов, отрывков из повестей) анализируется не просто части текста, а эпизоды (ключевые сцены):
- Что, где, когда произошло? Почему?
- Что случилось вследствие этого?
- Можно ли было этого избежать?
- Почему так получилось? Кто в этом виновен?
Приемы анализа
Диафильм — серия словесных или графических рисунков, порядок которых соответствует последовательности событий в тексте с целью выделения ключевых эпизодов.
Алгоритм создания словесного диафильма:
1. Перечитайте текст (отрывок), наметьте его части-кадры (их не должно быть много!).
2. Кратко опиши, о чем (о ком) будет каждый кадр: «Вначале я нарисую ..., на следующем кадре изображу, как ... , затем будет кадр о том, как ...» и т. п.
3. Подберите титры к первому кадру: подчеркни в тексте те слова, которые его поясняют.
4. Представьте первый кадр мысленно, нарисуйте его словами.
…… ПересказыСогласно требованиям нового ФГОС НОО, младшие школьники должны научиться следующим видам пересказа:
- подробный (деление текста на части, выделение главной мысли, нахождение ключевых слов, озаглавливание частей в виде вопросительных или назывных предложений);
- выборочный пересказ (пересказ фрагмента текста по заданию учителя, пересказ по внутритекстовой иллюстрации, отбор фрагментов, выражений из текста для характеристики героя);
- краткий или сжатый пересказ (передача основных мыслей текста, основных сюжетных линий)
В методике выделяют следующие этапы работы над образом-персонажем []: 1) эмоциональное частично-мотивированное восприятие на основе личного опыта и опоры на поступки героя); 2) аналитическое восприятие (выявление характерных черт героя, типичного и индивидуального, отношения автора к герою); 3) целостное восприятие образа (коррекция первых впечатлений и оценок, выявление роли персонажа в структуре произведения и раскрытии его идеи).
Приемы анализа
Драматизация.
8. Восприятие материала, который предстоит инсценировать.
9. Анализ данного материала (обстановки, в которой происходит действие, образов героев и их поступков).
10. Обсуждение и постановка исполнительских задач (“Что нужно передать, разыгрывая сценку?”).
11. Обсуждение и выбор выразительных средств (“Как это сделать?”).
12. Пробы, их совместный анализ, внесение корректив.
13. Заключительный показ, его совместный анализ, подведение итогов.
В школьной практике чаще всего применяется такой вид драматизации, как чтение по ролям. другие формы драматизации, например анализ иллюстрации с точки зрения выразительности мимики и пантомимики героев.
Графическое и словесное рисование (иллюстрирование)
В начале работы по словесному рисованию необходима материальная (зрительная) опора []. На первом этапе обучения словесному рисованию целесообразно использование так называемой динамической, постепенно возникающей на глазах у детей картины. При этом после словесного описания учащимися каждой детали рисунка, любого элемента интерьера, действующего лица на демонстрационный лист бумаги последовательно прикрепляется только что устно нарисованная (а учителем заранее — графически) соответствующая картинка. Расположение элементов картины обсуждается с детьми. Постепенно создается законченная картина к эпизоду, которая и служит материальной опорой возникших в воображении учеников представлений.
На следующем этапе обучения устному иллюстрированию используются такие приемы:
1) выбирается эпизод для иллюстрирования, обсуждается в общих чертах сюжет будущей картины, расположение ее основных элементов, цвет, выполняется карандашный набросок, затем следует словесное описание иллюстрации; дома (по желанию) дети заканчивают ее в красках и карандашах;
2) дети словами рисуют картинку, а потом сверяют ее с соответствующей иллюстрацией в детской книге или в учебнике по чтению.
И только на заключительном этапе обучения устному иллюстрированию можно предложить детям самостоятельно, без зрительной опоры, сделать словесный рисунок к т