Процесс работы над лирическим стихотворением
1) Подготовка к чтению имеют целью:
- создание в классе эмоционального настроя, соответствующего тональности стиха.
Данная цель достигается следующими методическими приемами:
а) вступительный рассказ учителя о событиях, связанных с написанием стихотворения;
б) беседа, оживляющая жизненные впечатления детей:
- бывали ли вы...
- приходилось ли вам видеть (слышать, наблюдать…)
- что вы чувствуете (о чем думаете), когда ...
в) анализ произведений живописи;
г) прослушивание музыкальных отрывков;
д) экскурсии в природу.
Очень важен не только содержательный аспект вступительной беседы, но и средства эмоциональной выразительности, которые использует учитель: интонация, жесты, мимика, манера поведения, нацеливающая на задушевное обращение с художественным произведением. Кроме того, учитель может включить в свой вступительный рассказ трудные слова и выражения, прибегая к их попутному краткому комментированию.
2) Первичное чтение учителем наизусть, у детей книги закрыты.
Можно осуществить первичное чтение на фоне музыки, предложив детям закрыть глаза.
Е. и Р. Бунеевы считают, что учителю не следует сразу читать стихотворение самому и тем самым навязывать детям свое понимание, свою интонацию. Дети читают про себя, потом вслух, затем идет обсуждение. Только в конце урока текст может прочитать учитель («Дети, хотите послушать, как я понимаю (чувствую) это стихотворение?»).
3) Обмен впечатлениями:
- что вы почувствовали, когда слушали?
- что представилось...?
- что чувствовал поэт, в каком настроении он пребывал, о чем думал, мечтал?
- какая музыка слышалась?
- какие строчки запомнились?
4) Анализ-перечитывание:
Цель анализа — проникновение в чувства автора, выяснение того, чем они вызваны и с помощью каких изобразительных средств показаны. Анализ-перечитывание включает в себя два взаимосвязанных блока методических приемов.
1 блок приемов нацелен на формирование умения воссоздать картины, нарисованные автором.
Установка: как можно ярче и точнее представить то, что описывает автор.
Приемы: - перечитывание по картинам;
- словарно-семантическая работа (находим в тексте «краски-слова»);
- выделение изобразительных средств языка, их осознание;
- стилистический эксперимент (подбор нейтрального синонима, прием устранения; замена звучных слов менее звучными).
Как видно, в данном блоке преобладают приемы стилистического анализа текста, помогающие раскрыть роль слова в создании поэтического образа природы. Учителю важно обратить внимание на красоту, точность, оправданность и неповторимость авторского слова.
2 блок приемов способствует проникновению в эмоциональную тональность пейзажа.
Установка: выяснить, какое настроение вызывает у поэта эта картина (ы), меняется ли оно на протяжении текста («динамика эмоций»).
Это трудно для детей, потому что чаще всего их ответы строятся лишь на догадке: у детей маленький эмоциональный и эстетический опыт, запас соответствующей лексики ограничен; ребенок чувствует, но затрудняется в выборе точного слова.
Приемы: - анализ эмоционально-экспрессивной лексики («слова-настроения»)
- словарь настроений (карта настроений);
- акцентное вычитывание, когда ребенок сосредотачивается на вычитывании переживаний, мыслей и чувств лирического героя и следит за развитием, изменением его эмоционального состояния;
- цветопись (цветовые пятна)
- музыкальное иллюстрирование;
- приемы, подготавливающие выразительное прочтение стихотворения.
Прочитать стихотворение выразительно — это значит прочитать так, чтобы слушатели представители изображенные в тексте картины и почувствовали соответствующее настроение. В этом отношении важны:
а) выбор правильного темпа и ритма чтения (как правило, замедленный и средний темп, плавный ритм, «чтение пешком»).
б) соблюдение пауз (ритмических, психологических, связанных со знаками препинания);
в) соблюдение логических ударений.
Приемы: разночтение, составление партитуры (разметки) текста; образец чтения и его анализ; чтение и взаиморецензирование; чтение на фоне музыки.
5)Вторичный синтез
- осуществление контроля над запоминанием (К.Д. Ушинский рекомендовал разучивать стихотворение в классе; в вальдорфских школах стихи учат в классе, повторяя их хором вслед за учителем);
- выразительное чтение (конкурс чтецов, урок-утренник, поэтический салон);
- написание отзыва;
- обращение к репродукциям и музыкальным отрывкам;
- сравнение произведений 1 автора или разных авторов.
Вывод: основная цель чтения и анализа стихотворений - воздействовать на чувства детей, сделать их способными к переживанию разнообразных эмоций, расширение их эмоциональной и нравственной сферы. «Пусть ухо приучается к гармонии русского слова, сердца переполняются чувством изящного» (В.Г. Белинский).