Требование понимания прочитанного не всегда существовало в практике начальной школы. Как правило, на ранних этапах обучения чтению от детей не требовали понимания каждого слова, но одобрительно оценивали умение дословно воспроизвести прочитанное («когда-нибудь поймешь!»).
Термин «сознательность» чтения в современной методике трактуется по-разному. Во-первых, это понимание значений отдельных слов, предложений, частей текста и общего содержания; во-вторых, это понимание не только фактического содержания, но и идейной направленности или так называемого подтекста, при этом ребенок осознает и собственное отношение к прочитанному; в-третьих, это осознание индивидом своих читательских интересов, определение круга чтения с ориентацией на свои читательские возможности.
Сознательность чтения зависит от многих факторов: жизненного опыта и кругозора; понимания лексического значения отдельных слов; от продуктивности способа чтения (побуквенное и послоговое чтение затрудняют понимание прочитанного); от правильности чтения (неправильно прочитывает, поэтому не понимает); от включения в чтение разных психологических процессов (памяти, мышления, воображения). О сознательности чтения учитель судит по правильности и полноте ответов на вопросы к тексту, по тому, насколько глубокого ребенок размышляет о прочитанном, по выразительности его чтения, по глубине и точности формулируемых ребенком вопросов к тексту.
Данное качество формируется на всех этапах работы с текстом. До чтения актуальны такие приемы как вступительная беседа (рассказ), актуализирующая личный и читательский опыт детей, лексическая работа, прогнозирование, чтение вступительной статьи. Во время чтения важно организовать индуктивный путь познания: от целостного восприятия к анализу-перечитыванию; от частного к общему, от фактического содержания к подтексту. Работа с содержательной стороной текста предполагает ответы на фактуальные вопросы, нахождение (подчеркивание) ключевых слов, работу с иллюстрациями в учебнике, составление характеристик героев, анализ изобразительных средств, работу с заголовком, необходимые комментарии учителя, выполнение письменных заданий в рабочей тетради. Можно сказать, что все приемы анализа текста являются приемами выработки сознательности чтения. Работа после чтения (обобщение) может включать в себя следующие приемы: самопостановка вопросов к тексту, пересказы, драматизация, формулирование главной мысли, написание отзыва, выполнение творческих заданий, итоговое выразительное чтение.
Выразительное чтение выходит за рамки качества навыка чтения, его можно рассматривать как самостоятельный предмет, близкий к риторике, театральному мастерству. Выразительность как качество навыка чтения— это чтение текста с такой интонацией, с помощью которой можно точно, в соответствии с замыслом автора передать идеи и чувства, заложенные в произведении, а также свое отношение к прочитанному. Интонация — совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшими из которых являются следующие:
Элемент звучащей речи Что он определяет В чем он выражается
1.Сила голоса 2.Направление 3.Скорость
4.Тембр (оттенок) динамику речи мелодику речи темп и ритм эмоциональную окраску речи ударение усиление и понижение голоса длительность пауз чувства (эмоции)
Все эти элементы взаимодействуют, поддерживают друг друга и все вместе обуславливаются содержанием художественного произведения, его идейно-эмоциональным зарядом, целями, которые стоят перед чтецом.
Для формирования общего умения читать выразительно учащиеся должны овладеть: 1)умениями, которые отрабатываются в процессе анализа художественного произведения и 2)умениями пользоваться интонационными средствами выразительности (практические умения по выразительности чтения).
Из ряда умений, связанных с анализом текста, выделяются следующие:
- умение разбираться в эмоциональном настрое произведения;
- умение представить в своем воображении картины, события, героев;
- умение постигать смысл описанного события, создавать о них собственные суждения и выражать свое отношение;
- умение определить задачу своего чтения (она тесно связана с пониманием подтекста). Задача чтения — это осознанное желание читающего вызвать у слушателей определенное отношение к тексту.
Основные практические умения учащихся
по выразительности чтения
а) Соблюдение знаков препинания.
Еще читая Букварь (Азбуку) учащиеся встречаются со всеми знаками препинания: . , ? , ! , - , : , ; , ... . Прежде всего они приучаются к тому, что на точке голос должен плавно понижаться и обязательна остановка (пауза); при чтении вопросительных предложений голос повышается на смысловом центре вопроса. Нужно учить детей не только быть внимательными к знакам препинания, но и связывать определенный знак с содержанием предложения или всего текста. Например, восклицательные предложения могут выражать самые различные чувства в зависимости от содержания художественного произведения.
б) Соблюдение логических ударений.
В каждом предложении есть наиболее важное по смыслу слово или словосочетание, которое выделяется голосом и большей силой выдыхания. Это и есть логическое (смысловое) ударение. К.С. Станиславский назвал логическое ударение указательным пальцем, отмечающим самое главное слово в предложении.
Особенно важно соблюдение логического ударения при чтении стихотворений. Учитель может прочитать детям какие-либо четверостишия и попросить назвать слова, которые он выделяет голосом при чтении. Он сообщает детям, что при чтении стихотворений надо выделять голосом отдельные слова, которые особенно важны. Затем можно детям прочитать четверостишие, написанное на доске, выделяя голосом подчеркнутые слова. Учитель должен предупредить детей, что делать это надо осторожно, не выкрикивая. Фраза, как правило, имеет одно логическое ударение, поэтому нельзя навязывать исключительно это ударение каждому стиху (каждой строчке), т.к. это приводит к нарочитому выкрикиванию слов.
в) Соблюдение пауз.
- ритмические паузы делаются в конце каждой стихотворной строки, независимо от того, совпадает или нет стихотворная строчка с окончанием предложения. В противном случае, ритмическая организация стихотворения будет нарушена, и оно будет звучать как проза.
- психологическая пауза нужна для перехода от одной части художественного произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональному содержанию. Уместны психологические паузы перед концовкой сказки или басни (Кто виноват из них, кто прав — судить не нам // Да только воз и ныне там). Паузой выделяется нравоучительная часть басни, яркие сравнения (Лес, / точно терем расписной), эпитеты.
- логические паузы делаются для выделения логических ударений.
г) Соблюдение темпа и ритма чтения.
Темп — это степень быстроты произнесения текста. Темп чтения должен соответствовать темпу устной речи, т. е. не быть слишком быстрым или чересчур замедленным (такое чтение трудно воспринимается). Темп может быть средним, медленным и быстрым. В процессе чтения текста темп может однократно меняться в зависимости от содержания.
Для лирических стихотворений характерен чуть замедленный темп чтения. Это оправдано тем, что у младших школьников осознание художественного содержания стихотворения еще отстает от слухового восприятия. Кроме того, само образно-поэтическое содержание стихотворений предполагает неторопливое, спокойное любование той картиной, которую запечатлел автор.
г) Эмоционально-смысловая окраска речи. Она передает авторское отношение к описываемым событиям и героям (одобрение или осуждение, радость или грусть, страх, беспокойство и т. д.). Передача всех этих чувств возможна при условии глубокого осмысления произведения, всех его сторон.
Эмоциональная окраска, тон голоса могут определяться на основе: авторских указаний о том, как были произнесены слова в диалоге; слов автора, с помощью которых он сообщает о чувствах и переживаниях героев; осознания ситуаций, эмоционального содержания речи героев. Эти приемы особенно эффективны при чтении художественного произведения по ролям.
При чтении лирических стихотворений надо учить детей видеть слова, выражающие настроения поэта, т. е. анализировать эмоционально-экспрессивную лексику («слова-настроения» и «слова-краски»).
Методические приемы, обеспечивающие овладение выразительным чтением
а) Орфоэпическая работа
Всякое нарушение норм орфоэпии: 1) мешает восприятию художественного произведения; 2) нарушает благозвучие художественного произведения; 3) ослабляет эстетическое воздействие художественного произведения на слушателей.
С целью предупреждения орфоэпических ошибок учитель показывает, как правильно произносить те или иные слова из текста (это можно делать в процессе словарной работы перед чтением текста, а также по ходу перечитывания текста). Существуют следующие группы орфоэпических ошибок:
1 группа — дети читают слова так, как они написаны (в этих словах есть расхождение написания и произношения).
2 группа — ошибки просторечного характера: колидор, транвай, пондравился, сем, каталася, собралися, чтоба, сколька, стихворение, хочут.
3 группа — ошибки диалектного происхождения: ещё [ишо], жен[ч']ина, к[о]нава.
б) Образец чтения.
Образцом для учащихся является прежде всего речь самого учителя. Каждое высказывание учителя должно быть выразительным. Учитель должен тщательно готовиться к выразительному чтению художественного произведения. Не нужно добиваться слепого подражания, главное, чтобы школьники при чтении выражали собственное отношение к тому, о чем рассказывает автор. С этой целью учителю нужно иногда обсуждать свое чтение с учащихся. Неправильно поступают учителя, которые после своего прочтения говорят «Вот как надо читать» и никакой другой работы над выразительным чтением не ведут.
Как образец может быть использована фонохрестоматия — исполнение литературного произведения мастерами художественного слова. Необходимо анализировать приемы исполнения художественного произведения артистом:
- чем вам понравилось чтение?
- почему артист сделал значительную паузу после слов...
- почему артист выделил голосом слова...
- почему меняется темп чтения и т. д.
Обращение к образцам чтения становится эффективным только в сочетании с другими приемами.
в) Составление разметки, партитуры текста (т. е. графического плана).
В тексте художественного произведения проставляются паузы, логические ударения, определяется темп, ритм, громкость чтения (см. пример на стр. ). Вначале партитура делается с голоса учителя, потом составляется коллективно, и, наконец, самостоятельно. Для этого можно использовать не все стихотворное или прозаическое произведение, а только отрывок.
г) Упражнения в чтении с последующим анализом.
Они проводятся под контролем учителя и класса и обязательно должны сопровождаться обсуждением чтения:
- соблюдал ли он при чтении все знаки разметки?
- чем вам понравилось его чтение?
- какие замечания хотите сделать?
- удалось ли передать при чтении нужное настроение?
- почувствовали ли вы его отношение к героям?
Обязательно нужно привлекать детей к оцениванию чтения стихотворений наизусть — это один из способов коллективной оценки.
д) Сравнительный анализ нескольких (обычно двух) различных вариантов чтения с целью выбора правильного варианта.
Стихотворение С.Есенина «Береза» учитель прочитывает вначале плавно, чуть замедленно, а потом быстро, четко, громко. В результате дети делают вывод, какое чтение лучше. Или учитель читает стихотворение с соблюдением ритмических пауз и без них. Дети делают вывод, что во втором случае стихотворение звучит нескладно. Учитель предлагает учащимся прочитать часть текста вначале громко, а потом тихо. Выбирается подходящий к содержанию вариант чтения.
Итак, при обучении выразительному чтению ведущим является:
- понимание всех сторон художественного произведения;
- понимание авторского отношения к событиям и героям;
- наличие собственного отношения к прочитанному;
- чтение художественного произведения с намерением воздействовать на слушателей.