Этот тип речи – основной конструктивный компонент структуры образа персонажа. Формы речевого воплощения персонажей многообразны, а выбор их обусловлен как субъективно – творческим замыслом автора, так и объективно – характером самого персонажа.
Выбор центральных персонажей, их расстановка, создание их речевых партий – одних из самых важных моментов порождения литературного произведения, а изучение чужой речи в ткани художественного текста – одна из главнейших проблем лингвистики текста.
К настоящему времени при исследовании голоса персонажей принято прежде всего разграничивать внешнюю и внутреннюю речь, а также собственно речевые формы их воплощения.
- Внешняя речь персонажа представляет собой совокупность произнесенных вслух высказываний персонажа, которые функционируют в тексте как самостоятельные реплики, составляющие речевую партию персонажа и выполняющие функцию его речевой характеризации. При этом на лексическом, синтаксическом и интонационном уровнях сохраняются черты устной разговорной речи.
В зависимости от способов включения в текст различаются следующие конструктивные разновидности внешней речи: полилог, диалог, монолог, конструкции с прямой речью, конструкции с косвенной речью, несобственно-прямая речь..
Полилог- поток реплик различных персонажей. Лица, произносящие реплики, указываются не всегда. В тексте самостоятельные высказывания, на отдельной строке. Показатель устной произнесенности тире перед репликой.
Диалог – форма речевого общения двух персонажей.
Основные функции диалога и полилога – создание полифоничности произведения, введение множественных мировоззренческих точек зрения, выражение различных оценочных позиций, создание речевого портрета персонажа
Монолог – такая форма текстовой репрезентации чужой речи, которая позволяет автору более полно и открыто высказать точку зрегия персонажа на конкретное событие, поступок, выразить его знание о мире, его убеждение . Чаще всего рассуждение по конкретному вопросу.
КОНСТРУКЦИИ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ наиболее адекватно отражают структуру речевых актов, так как содержат указания и на участников речевой деятельности (говорящего и слушающего), раскрывают содержание речи и характеризуют сам процесс говорения, произнесения. Данные конструкции графически интерпретируют реплики персонажей, которые даются в кавычках или выделяются пропозитивным тире, а также отделяются от авторской реплики тире (в препозиции) или двоеточием ( в постпозиции).
Глаголы речи отмечают различные особенности произношения: дикцию, четкость, громкость, темп, интенсивность речи и др.,(шептаться, восклицать) они способны обозначить речевое общение(переговариваться, договариваться) и тд
Конструкции с прямой речью позволяют автору одновременно передать речь персонажа, описать особенности этой речи, оценивать ее и непосредственно отразить особенности речи персонажа на лексико-грамматическом уровне в составе ремарок.
– Кандидаты? – удивился Глеб. (текст. Смысл «произнес, удивившись») (из рассказа «Срезал»)
КОНСТРУКЦИИ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ менее выразительны, их функция – отображать прежде всего содержание высказывания персонажа в литературно обработанной форме, без намеренного подчеркивания произносительных особенностей. Они представляют собой сложное предложение, где главная часть функционально аналогична авторской ремарке, а изъяснительное придаточное передает содержание высказывания.
НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМАЯ РЕЧЬ. Особенность этого типа речи – контаминация голосов автора и персонажа Контаминация обнаруживается в наложении признаков прямой персонажной и авторской речи. Пунктуационно, формально границы между этими речевыми разновидностями никак не отмечается. В плане выражения все оформляется однотипно, как одно целостное авторское описание. Сигналами речи персонажа является смена интонации (с повествовательной – на побудительную, эмоционально-эксспресивную), появление экспрессивных синтаксических конструкций, в том числе свойственных устной речи: парцеллированных и фразеологизированных. Эти конструкции обнажают внутренние переживания персонажа, являются способом его изображения изнутри, с оценочной позиции самого персонажа.
Внутренняя речь персонажа. Наряду с внешней, речевую партию персонажа составляет и его внутренняя речь. Имеет свои особенности, выявленные психологами: ассоциативность, усеченность, редукция конструкций, семантическая свернутость, неопределенность и др. Этот тип речи используется в литературном произведении прежде всего для психологического анализа внутренного мира персонажа, для описания его интеллектуального и эмоционального мира, мира ума, души и сердца. Входит: поток сознания, внутренний монолог, аутодиалог, малые вкрапления внутренней речи
Поток сознания – отображение внут речи персонажа в форме, наиболее приблеженной к реальной работе сознания. Автор стоит над персонажем. Примером является произведение Дж. Джойса «Улисс» (про него она говорила, что большая книга и там все без единого знака препинания. А просто поток мыслей-слов)
Внутренний монолог – его содержание может быть обращено как к прошлому, так и к будущему. Сигналы – слова автора, указывающие на мыслительный процесс.
Аутодиалог – сигнализирует о разладе во внут мире персонажа, о сомнении, о борьбе добра и зла, эмоционального и рационального, ума и сердца. Сигнал – «диалогизация сознания». Употребляется оценочная лексика, вопросительные, регулятивные синтаксические конструкции, редуцированные высказывания.
Малые вкрапления внут речи. Функция – фиксировать мгновенные эмотивные реакции персонажа на события внешнего мира. В рассказе Н.А. Тэффи «Выслужился» ряд подобных вкраплений