Это тип членения обусловлен механизмом восприятия текста читателем и стремлением писателя облегчить его: внешне, графически отделить части друг от друга обозначить их (том, раздел, глава и тд.), выделить текстовой фрагмент, используя абзацный отступ. Есть произведения, где этот тип членения текста используется максимально при этом текстовая значимость каждой отдельной фразы ( или отдельных двух-трех фраз) повышается за счет их графического выделения, выдвижения в качестве самостоятельного абзаца.
И.Р. Гальперин предложил выделить два типа членения текста: объемно-прагматическое и контекстно-вариативное. К первому типу он относит членение текста на тома, книги, части, главы, главки, отбивки, абзацы и сверхфразовые единства. Ко второму типу - следующие формы речетворческих актов:
1) речь автора: а) повествование; б) описание; рассуждение автора; 2) чужую речь: а) диалог (с вкраплением авторских ремарок); б) цитацию; 3) несобственно-прямую речь.в)
Объемно-прагматическое членение текста
На первый взгляд этот тип членения максимально обусловлен механизмом восприятия текста читателем и стремлением писателя облегчить его: внешне, графически отделить части друг от друга, обозначить их (том, раздел, глава и т.д.), выделить текстовой фрагмент, используя абзацный отступ.
Объемно-прагматическое членение в поэтическом тексте осуществляется в графическом выделении строф, по своей сути напоминающих прозаические абзацы, хотя имеющих принципиально иную природу благодаря ритмико-мелодической организации поэтической речи. Здесь также обнаруживается разная степень проявления объемно-прагматического членения: от максимального (например, лесенка В.В. Маяковского) до минимального и вплоть до нулевого. Например, стихотворение Сергея Соловьева "Андрею Белому" построено таким образом, что графически выделенной наряду со строфами оказывается каждая фраза строфы:
Таким образом, объемно-прагматическое членение, воспринимаемое первоначально как чисто формальное, внешнее выделение текстовых фрагментов графическими средствами, содержательно, концептуально и стилистически обусловлено.
Более подробно про абзац:
Абзац –
1. красная строка, отступ в начале строки;
2. текст между двумя такими отступами.
(С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка)
Абзац оформляет начало новой мысли и в то же время сигнализирует об окончании предшествующей.
Нужно различать абзац и ССЦ.
Сложное предложение – это особая конструкция, состоящая из нескольких предикативных единиц, соединенных между собой синтаксической связью, и служащая для акта коммуникации. Части сложного предложения имеют грамматическую основу двусоставную или односоставную. Эти части соединены при помощи синтаксической формы, к которой относятся союзы союзные слова и интонация.
Абзац и сложное синтаксическое целое - это единицы функционально соприкасающиеся, поскольку обе они играют семантико-стилистическую роль.
1. Абзац = ССЦ
(научные тексты, которые ориентированы на логическую организацию речи).
2. Абзац =/= ССЦ
(в абзац может быть вынесено одно предложение и даже его часть, например, в официально-деловой литературе: в текстах законов, уставов, дипломатических документов и т.д.)
3. Абзац = 2 и более ССЦ
Абзац совпадает с ССЦ
Абзац не совпадает с ССЦ
Функции абзацев:
Логико-смысловая
В текстах художественных, особенно в повествовательно-описательных, абзац также помогает логико-смысловому членению: абзацы намечают последовательный переход от одной темы к другой. Такое членение на абзацы повышает напряженность текста, сообщает ему ритмическую четкость и строгость. Например:
Полк отступал вторые сутки. Медленно, с боями, но отступал. ……….
К вечеру стало известно, что 12 полку и соседней с ним румынской бригаде грозит окружение…….
Ночью 12 полк, подкрепленный батареей /сонно-горного дивизиона, получил приказ занять позиции в низовьях Голшской долины. Полк, выставив сторожевое охранение, приготовился к встречному бою.
Экспрессивно-эмоциональная
Эмоционально-экспрессивный строй художественного произведения не менее существенен, чем само содержание, поэтому абзац может разрывать логико-смысловую нить повествования и служить целям воздействия на эмоции читателя, на его психологическое восприятие. Например, в данном отрывке абзац И заплакала... нарушает смысловое членение текста и служит ярким выделительным средством:
И она живо, с поразительной ясностью, в первый раз за все эти тринадцать лет, представила себе мать, отца, брата, квартиру в Москве, аквариум с рыбками и все до последней мелочи, услышала вдруг игру на рояле, голос отца, почувствовала себя, как тогда, молодой, красивой, нарядной, в светлой, теплой комнате, в кругу родных; чувство радости и счастья вдруг охватило ее, от восторга она сжала себе виски ладонями и окликнула нежно, с мольбой:
- Мама!И заплакала, неизвестно отчего.
Характерна для публицистики, ораторской речи, которым свойственны интонации напряжения, с нарастающим темпом и тоном.
Акцентно-выделительная
Ровное течение повествования, достигаемое при логико-смысловом членении текста на абзацы, нарушается в том случае, если абзац играет роль своеобразного акцента. Функция абзаца здесь акцентно-выделительная. Особенно эффективен прием выделения в отдельные абзацы повторяющихся синтаксических конструкций. Одинаковое начало каждого из последующих абзацев создает жесткий ритм:
Бывает такая внутренняя уверенность в себе, когда человек может сделать все.
Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий.
Он может вместить в своем сознании все мысли и мечты мира, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом.
Он может увидеть и услышать волшебные вещи там, где их никто не замечает: серебряный пень в лунную ночь, звон воздуха, небо, похожее на старинную морскую карту. Он может придумать множество удивительных рассказов.
Примерно такое же состояние испытывал сейчас Лермонтов. Он был спокоен и счастлив. Но не только любовью Щербатовой. Разум говорил, что любовь может зачахнуть в разлуке. Он был счастлив своими мыслями, их силой, широтой, своими замыслами, всепроникающим присутствием поэзии.