Основа данного типа текстообразующих связей –повтор грамматической семантики, грамматическое согласование слово форм и синтаксических конструкций, которые эксплицируются в тексте по разному, что и объясняет наличие разновидностей текстообразующих связей. К ним относятся:
- согласование грамматической семантики глаголов, прежде всего значений вида и времени.
- употребление деепричастных оборотов – Обычно в текстовой функции они имеют значение образа действия или детерминантное временное значение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ относится к событиям, описываемым в текстовом фрагменте или в целом тексте˸ Петь бы, шапку надвинув на брови.
- синтаксический параллелизм. Это активное употребление в тексте параллельных синтаксических конструкций. Наряду с текстообразующей функцией, эти конструкции выполняют стилистические задачи усиления выражаемого ими в тексте смысла, его градации.
Я, Москва, в тебе родился,
Я, Москва, в тебе живу,
Я, Москва, в тебе женился,
Я, Москва, тебя люблю.
- Неполнота синтаксических конструкций (эллипсис, парцелляция, усечение, сегментация, контекстуальная неполнота) может проявиться только в тексте. Подобные конструкции активно функционируют в разговорной речи, являются одной из существенных ее характеристик, в связи с этим в художественном тексте они прежде всего используются в диалогах персонажей как средство создания их речевого портрета.
Например, в рассказе Тэффи «Счастье» встречается достаточно много контекстуально-неполных предложений с незамещенной позицией подлежащего, восстанавливаемой только контекстом: Вот, должно быть, расстроился? ...Вот, должно быть, злится-то.
Οʜᴎ также запрограммированы автором, обусловлены его творческим за¬мыслом, но, в отличие от первых двух типов связности, не ограничиваются текстом, выходят за его пределы и рассчитаны на сотворчество читателя, его культурную и литературно-художественную компетенцию.
Этот тип связности составляют ассоциативные, образные и стилистические когезии.
Ассоциативные связи. Их существование объясняется самой природой текста как факта культуры и как способа освоения, познания и преобразова¬ния действительности. Любой текст связан с множеством ранее написанных литературно-художественных произведений, он также вби¬рает в себя как факты исторического прошлого, так и события изображаемой действительности. В связи с этим в процессе порождения текста его автор (осознанно или неосознанно) программирует разного рода ассоциации˸ об¬разно-метафорические, культурологические, социальные и пр.
Такого рода ассоциации свойственны художественным текстам разной жанровой и стиле¬вой структуры
Костер пылающий угас \Его судьба задула злая
по тональности стихотворение насыщено культурологическими ассоциациями, отсылающими читателя к поэзии XIX в.: к романсу на стихи Я. Полонского «Мой костер в тумане светит», к лирике А. С. Пушкина. Известные всем со школьной скамьи пушкинские фразы в данном стихотворении трансформируются (в них меняется частично лексический состав, порядок слов, поэтическая интонация), в результате чего и возникает комический эффект.
Образные связи. Этот тип связи пересекается с ассоциативными связями, но в отличие от них имеет внутритекстовой характер.
Моя любовь к тебе сейчас - слоненок,
Родившийся в Берлине иль в Париже
И топающий ватными ступнями
По комнатам хозяина зверинца.
Не предлагай ему французских булок.
Не предлагай ему кочней капустных -
Он может съесть лишь дольку мандарина,
Кусочек сахару или конфету.
В лирических стихотворениях разных поэтов существуют самые различные образные представления любви (ср. стихотворение А. Ахматовой «Любовь», где это чувство метафоризируется и предстает то в облике змейки, свернувшейся клубком, то в образе голубки, то в образе скрипки). Но образ любви-слоненка, топающего ватными ступнями по комнатам хозяина зверинца, любящего сладкое (дольку мандарина, кусочек сахару или конфету), способного разорвать цепи и побежать по улицам, а также способного предстать во сне в парче и меди, в страусовых перьях, является ярким, необычным, выпадающим из поэтической традиции.