Проблема истины впервые сформулирована в античной философии. В философии Аристотеля была предпринята попытка специального анализа проблемы истины и обоснован вывод о том, что данное понятие должно употребляться для характеристики не вещей и предметов, а знаний о них. Причем истина понималась Аристотелем как такое знание, которое логически и содержательно соответствует действительному положению вещей. Аспект эпистемологического отношения между знанием и действительностью был положен в основание классической концепции истины, согласно которой она интерпретировалась как соответствие знаний познаваемой действительности. Впоследствии британским философом ХХ в. Дж. Муром эта концепция истины была названа корреспондентской теорией истины. Возникнув в античный период, классическая концепция истины стала доминирующей в теории познания.
Центральными понятиями классической концепции истины являются: «соответствие» и «действительность».
В качестве важнейших основоположений классической концепции истины выделяют следующие:
а) действительность, которая является предметом познания, в своем существовании не зависит ни от субъекта, ни от знания;
б) существует принципиальная возможность установить однозначное соответствие между знанием и действительностью;
в) имеется интуитивно ясный и однозначный критерий, позволяющий устанавливать соответствие либо несоответствие между знанием и действительностью;
г) классическая концепция истины претендует на статус логически непротиворечивой системы знания.
В процессе исторического развития философии классическая концепция истины столкнулась с рядом принципиальных проблем, в результате этого все ее базовые принципы подверглись критическому анализу и переосмыслению. проблемы:
а) вопрос о характере познаваемой действительности и формах ее детерминации;
б) проблему характера соответствия знания действительности;
в) парадокс бесконечного регресса в решении вопроса о критерии истины;
г) проблему логических противоречий и самореферентных высказываний в структуре классической концепции истины.
Для выражения форм познания с внешним миром используется категория «истины». В современной философии выделяют три концепции истины:
1.концепция соответствия (классическая) высказана Платоном и Аристотелем. Эта концепция устанавливает соответствие между формами психики, знанием и объективным содержанием, предметом. Аристотель считал, что истинное и ложное находится в мысли, а не в вещах. Истина – соответствие мыслей действительности.
2. когерентная концепция разрабатывалась Лейбницем, Спинозой, Гегелем. Эта концепция пыталась найти критерий истины в сложных познавательных ситуациях, когда отсутствует прямой контакт субъекта и объекта (речь идет о науках, занимающихся абстракциями высшего уровня).
3. прагматическая концепция берет начало в греческой софистике и древней китайской философии. Критерием истины считают эффективность, практическую полезность знания. Все три концепции дополняют друг друга.
Проблема истины включает в себя: объективность истины, диалектику объективного и субъективного, абсолютного и относительного, принцип конкретности, проблему критерия истинного знания.
Истина – диалектический процесс от субъективной идеи человек идет к объективной истине через практику.
Объективная истина бывает относительной и абсолютной: эти понятия характеризуют процесс обретения истины с разных сторон.
Теория познания и ее предмет.
Учение о познании–гносеология- «гносис»–познание, «логос»–учение.
Основные понятия гносеологии: знание и познание. Человек сознательно может
создавать оптимальные условия для жизни.
Познание–обусловленный общественно–исторической практикой процесс
приобретения и развития знания.
Знание–объективная реальность, данная в сознание человека, которую
человек в своей деятельностя определяет и воспроизводит. Знание образует
довольно сложную структуру, это–система, которую можно представить в виде
социальной памяти, за счет которой из поколение в поколение передается
мастерство, опыт.
В гносеологии знание употребляется в смыслах:
1. Любая познавательно–значимая адекватная информация общество объекте.
2. Особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека
к действителности, которая существует наряду с практическим отношением.
Знание–как результат, познание–как процесс.
В зависимости от того каковы ответы на вопросы: «Познаваем ли
мир?», «Есть ли границы этого познания?»–в философии сформировались различные
концепции:
§ Скептицизм
§ Агностицизм
§ Гносеологический оптимизм
«Скепсис»- сомнения–необходимый элемент познавательной деятельности. В
Древней Греции–Пиррон, Корниад–впервые высказали сомнения о том, что человек
может получить объективные знания. Скептицизм не отрицает возможности познания,
он сомневается в качестве конечного продукта познания(в темноте не разобрать
какие камни мы взяли–простое стекло или драгоценности).
Агностицизм–реально существует то, что можно мыслить, логически
обосновать и т.д.–отрицают полностью или частично познание мира. Получил
развитие у Юма и Канта.
Гносеологический оптимизм- нет в мире объекта, который был бы
неподвластен человеческому познанию(начало–Новое Время).