Древняя Индия
В Древней Индии есть отдельные предпосылки торгов. В духовном плане развиваются научные знания, появляются философские идеи.
В Древней Индии человек воспринимается как микрокосмос, через человека идет познание мира. Главная тематика - космологизм.
По характеру решения вопроса о первичном начале всего сущего, о связи материи и духа «по происхождению» философские концепции разделяют на монистические и дуалистические.
Монизм – учение, согласно которому все многообразие явлений и процессов, существующих в мире, проистекает из единой первоосновы, субстанции (материи иди духа). Как философское учение монизм можно разделить на два направления – идеализм и материализм.
Дуализм – мировоззренческая позиция, согласно которой сущность и происхождение исследуемого объекта можно уяснить, только признав наличие двух противоположных, не сводимых друг к другу равноправных начал (материю и дух), лежащих в его основе.
По методу познания выделяются два философских направления – метафизика и диалектика.
Метафизика – философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник их развития.
Диалектика – учение о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и мышления, о противоречивости существующего и возможности разрешения противоречий в жизни и в мысли.
До нашего времени дошли сохраненные сокровища индийской философии, записанные на санскрите. Это произведение имеет общее название «Веды» (религиозная книга), т.е. знание, видение. Сборник включает в себя различные заклинания, обряды, воззвания, молитвы и т.д., обращенные к силам природы, а также это попытка истолковать окружающий мир человека с философской точки зрения. Учение разъясняет первые представления людей о их нравственной и моральной сущности в жизни.
«Веды» разделены на четыре части, о которых стоит сказать подробней:
1.Первая часть —Самхиты, что означает гимны, онасамая древняяиз всех частей.
2.Вторая часть —Брахманы— ритуальные тексты, на них и основана религия илифилософия Брахманизма, имевшая главную силу и власть до возникновения Буддизма.
3.Третья часть —Араньяки (лесные книги)— это часть дает рекомендации и устанавливает правила жизни людей, выбравшихотшельнический образ жизни.
4.Четвертая часть —Упанишады— что означает сидеть у ног учителя и получать сокровенное, тайное знание —философская часть «Вед».
Разделение общества на 4 касты:
· Брахманы (цвет белый) — это высшая каста, она занимается только умственным трудом.
· Кшатрии (цвет красный) — их удел — военное дело.
· Вайшьи (цвет желтый) — занимаются только ремесленными работами и земледелием.
· Шудры (цвет черный) — эта самая низшая варна, занимающаяся «черной» работой.
С развитием общества и делением его на касты появляются течения, сформировавшие ортодоксальное и неортодоксальное направление индийской философии.
Ортодоксальные школы (астика — неист) остались верны философии «Вед». К ним относились такие, как Веданта, Санхья, Ньяя, Миманса, Иога и Вайшешика. Приверженцами этих течений считаются те, кто верит в продолжение жизни после ухода в иной мир.
Веданта - школа делится на два направления «адванта» и «вишишты- адванта». Философский смысл первого направления — нет ничего, кроме бога, все остальное лишь иллюзия. Второе направление — вишишта-адвайты, проповедует три реальности из которых состоит мир — это бог, душа и материя.
Санхья — эта школа учит признанию материального и духовного начал. Материальное уходит вместе со смертью человека, духовное же начало продолжает жизнь.
Ньяя — школа, высшим духовным наставником которой является бог Ишвара. Учение школы — это вывод из ощущения, аналогии и свидетельства окружающих.
Миманса — школа основана на принципах логики, разумного объяснения, оно признает духовное и материальное существование.
Вайшешика — эта школа основывает свои принципы на знании того, что все окружающие человека, как и он сам, состоит из неделимых частиц, которые имеют вечное существование и управляются мировой душой, т.е. богом.
Йога — это самое известное направление из всех школ. Она основана на принципах бесстрастия, созерцания и отрешенности от материального. К достижению гармоничного освобождения от страданий и воссоединения с богом, ведут медитации
Неортодоксальные школы (настика — атеист), не берущие древние «Веды» за основу своей философии. К ним относятся Буддизм, Локаята, Джайнизм. Приверженцы данной школы считаются атеистами, но джайская и буддийская школа все-таки исповедуют астику, так как верят в продолжение жизни после смерти
Буддизм — философия этой школы провозглашена официальной религией. Основатель — Сиддхартха, которого прозвали Буддой, т.е. просветленный. В основе философии школы лежит путь просветления, достижение нирваны. Это состояние полного покоя и невозмутимости, освобождение от причин возникновения страданий и боли, от внешнего мира и мыслей, с ним связанных.
Локаята — школа основана на мудрости учений о том, что все сущее состоит из воздуха, воды, огня и земли, т.е. четырех стихий, в различном сочетании. Школа отрицает существование любого другого мира, кроме материального.
Джайнизм — название школа получила по прозвищу своего основателя — Джина. Душа вечна, и у нее нет создателя, она существовала всегда и она всемогуща. Цель учения — образ жизни человека, отказавшегося от низменных страстей — полный аскетизм и послушание учителю, победившему собственные страсти и способному научить этому других.
Философия Древнего Китая
Во II-ом и начале I-го тысячелетия до нашей эры в Китае преобладало религиозное мировоззрение. Китайцы полагали, что всё, существующее и происходящее в мире - зависит от предопределения неба. Поэтому считалось, что глава государства является «сыном неба». Жители Китая верили, что их жизни зависят от влияния некоторых духов, поэтому имели место жертвоприношения этим духам.
По мнению древнекитайских философов - мир возник из хаоса. Утверждалось, что два духа: инь (женское начало) и янь (мужское начало) упорядочили бесформенный хаос, породив при этом мир.
Это следующие первоначала:
- Вода
- Огонь
- Дерево
- Металл
- Земля
В философских взглядах древнего Китая складывается представление о Дао. Дао – это безличная мировая закономерность, которой подчиняются и природа и люди
Наиболее влиятельными философско-политическими школами были последователи следующих учений:
- Даосизм
- Конфуцианство
- Моизм
- Мин-цзя
- Фа-цзя
Даосизм.
Основателем даосизма является Лао-Цзы (в переводе с китайского языка «седой ребёнок»)
Центральное понятие учения даосизма – Дао – всеобщая закономерность мира, первооснова и завершение всего существующего. Причина всех невзгод, считают последователи даосизма, это нарушение действия Дао.
Разумное поведение, согласно даосизму, это стремление к спокойствию, к умеренности. В основу концепции управления даосизм полагает концепцию недеяния.
Конфуцианство.
Основателем конфуцианства является Кун-Цзы (Конфуций)
Конфуций учил тому, что небо – высшая сила, грозный повелитель, судьба, рок. Конфуцианская этика опирается на понятия «взаимности» (щу), «золотой середины» (чжун юн) и «человеколюбия» (жэнь), которые составляют «правильный путь» (Дао) .Конфуций считал, что ключ к управлению народом находится в силе нравственного примера вышестоящих граждан нижестоящим. Кун-Цзы стремится к устранению следующих четырёх зол: Жестокости, Грубости, Разбоя, Жадности.
Конфуций считал, что люди обладают врождённым знанием, которое он считал «высшим знанием».
Моизм.
Основатель философии моизма является Мо Ди (Мо-Цзы)
Как и Конфуций, одной из основных идей Мо-Цзы считает идею любви к небу. Воля неба – это всеобщая любовь и взаимная выгода. Мо-Цзы в принципе отвергает влияние судьбы на жизнь человека. Мо-Цзы утверждал, что правители должны любить народ и заботиться о нём. Мо-Цзы и его сторонники предложили комплекс принципов поведения людей: «почитание мудрости», «почитание единства», «всеобщая любовь», «принцип против нападений», «принцип за экономию в доходах», «принцип против музыки и увеселений» и так далее… Моисты выступили против учения Конфуция о врождённом знании. Последователи Мо-Цзы считали, что человек обладает не врождённым знанием, а врождённой способностью познания.
Фа-цзя (Легисты).
Школа легистов сформировалась в IV-ом веке до нашей эры.
Легисты Шан Ян, Хань Фэй-Цзы и другие, отвергали методы управления, основанные на ритуалах и традициях, высмеивали рассуждения человека о человеколюбии, долге, справедливости , братской любви и так далее…
Представители школы фа-цзя в своих суждениях исходили из того, что человек по своей природе зол. Изначально заложенная в человеке звериная сущность не может быть изменена воспитанием, но проявления её могут быть предотвращены строгими едиными законами.
Легисты считали, что для порядка в государстве необходимо:
Иметь в государстве максимум наказаний и минимум наград
Карать жёстко, внушая трепет
Жёстко карать за мелкие хулиганства, тогда условий для крупных преступлений не появится
Разобщать людей взаимной подозрительностью, слежкой и доносами
Эта программа была реализована императором Цинь Ши-Хуаном
Философия Древней Греции
Влияние на развитие философии оказали мифы Илиада и Одисся.
Границы перехода от религиозного мифологического мировоззрения к философскому переформулировка вопроса "Не что породило мир, а что лежит в основе?" Определяющей чертой древнегреческой философии выступает космоцентризм. Одновременно формируются основные принципы выводного знания, возникает формальная (традиционная) логика, развивается диалектика как понимание противоречивого развития мира.
Милетская школа
Первым древнегреческим философом принято считать Фалеса - основателя Милетской школы. Согласно Фалесу, все многообразие природы, вещей и явлений можно свести к одной основе (первостихии или первоначалу), в качестве которой он рассматривал воду.
После смерти Фалеса во главе Милетской школы стал Анаксимандр. В качестве первоначала всего сущего Анаксимандр считает апейрон (беспредельное). В его интерпретации апейрон не является ни водой, ни воздухом, ни огнем. “Апейрон есть не что иное, как материя”, которая находится в вечном движении и порождает бесконечное множество и многообразие всего существующего.
Последним известным представителем Милетской школы был Анаксимен. Как и его предшественники, Анаксимен придавал большое значение выяснению природы первоначала. Таковым, по его мнению, является воздух, из которого все возникает и в который все возвращается. Анаксимен избирает в качестве первоначала воздух в силу того, что он обладает такими свойствами, которых нет у воды.
Пифагореский союз. Основатель союза Кротоп. Представляли мир как живое огненное тело. Считали, что первоосновой мира является число или пропорция. Цель жизни - очищение души. 3 уровня: очищение через вегетарианство, познание численных пропорций, титрактида. Понятие меры гармонии важно.
Гераклит. Первоначалом природы считал стихию огня.
Элейская школа
Парменид - основатель школы Элеатов. Истинное бытие постигается умом. Неистинное- изменчивыми чувствами.
Зеном -
Школа Софистов.5 в. до н.э. Софисты - учителя мудрости. Протогор - один из родоначальников софистов. Субъективный идеализм (все определяется сознанием человека) Сократ. Для Сократа было главное поиск истины.
Школа материалистов и идеалистов.
Для материалистов первоначалом мира является материальное начало, а для идеалистов- духовное начало.
Эмпидокл. 4 первостихии лежат в основе начала мира: огонь, земля, вода, воздух. Предлагает идею о 2 силах притяжения и отталкивания: любовь и вражда.
Школа Платона. Платон ученик Сократа. В основе бестелесные, духовной формы, которые называются эйдосы. Порождающие источники: эйдосы блага, эйдосы красоты.
Ликей, школа Аристотеля.
Перепат, школа перепатиков.
Выделяют 3 сферы философии:
1.Териотическая - знания ради знаний (физика, математика)
2. Практические знания ради действия (этика, политика)
3. Поэтические знания ради творчества (риторика, логика, поэтика)
4 первоначала:
1. форма
2. материя
3. причина
4. цель (для чего?)
5. эссенция
Логика - наука о правильных законах мышления
Законы Аристотеля
1. Закон тождества а=а,
2. Закон непротиворечия а≠а
3. Закон исключенного 3го либо а, либо не а. Если есть 2 противоречивой мысли, одна истинная, а другая нет, третей не дано.
4. Закон достаточного основания, обоснованность мышления а→в
Понятие - форма мышления, которая отражает сущность предмета
Суждение - отражает отношение предметов или свойств, определяемых количеством и качеством. Бывают единичные, частные, общие.
Умозаключение - форма мышления, в которой на основе одного или нескольких суждений, выводится новое суждение
Основная характеристика
Содержание понятия - это совокупность существенных признаков
Объем - количество, которое охватывает единичные, частные, общие суждения.
Посылки - исходные суждения
Вывод - логическая связь между посылками и новыми суждения.
Школа поздней античности 4 в до н.э- 2 в до н.э
Скептицизм - сомнение в наличии истины.
Интерес к логике, физике, этике.
Основатель Пиррон.
Эпикурейцы
Стоицизм
Зеном основатель стоицизма
2-3 в н.э в тайне появляются христианские традиции.
4 в н.э христианство становится официальной религией римской империи
Патристика
В 6 веке н.э заявлением императора Юстиниана, школу Платона закрыли. центрами философской мысли стали Рим, Афины и Александрия.