пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ


Философия и искусство

Проблема взаимоотношения искусства и философии на протяжении многих столетий занимала умы выдающихся мыслителей, художников и ученых. В современную эпоху, когда научно-техническая революция оказывает большое воздействие на характер взаимосвязей искусства с наукой и философией, эта проблема стала особенно острой и актуальной.

Философия появляется на той ступени развития культуры, когда начинается разложение мифологического сознания, присущего родовому обществу. Развиваясь, философия становилась противоположностью и мифологии, и искусства в том смысле, что это было не чувственно-предметное, а теоретическое осознание человеком мира и самого себя. Искусство и философия – два рода духовной деятельности, сопоставимые по признаку особого качества осуществляемого ими познания. В отличие от научных дисциплин, философия ставит вопрос о мире как целом, а искусство прослеживает отражение цельности мира в цельности образа, в эстетическом феномене гармонии. Художественный вымысел направлен на преодоление случайности факта ради выяснения необходимых глубинных связей. Это имел в виду Аристотель, отмечавший, что поэзия “философичнее” истории. Искусство и философия могут давать друг другу прямые импульсы. Иногда один и тот же человек совмещал в себе гениальность художника и философские способности (Леонардо да Винчи, Гёте, композитор А.Н. Скрябин).

Если философское знание главной своей задачей ставит обнаружение всеобщих характеристик мира, выражая их в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов, то особенность искусства как формы познания того же мира состоит в том, что эти всеобщие закономерности имеют конкретно-чувственное эстетическое бытие, выраженное в художественных образах, воспроизводящих жизнь людей, сообществ, конкретную динамику той или иной исторической ситуации, эпохи. Философия стремится выделить общее, универсальное из совокупности единичного и особенного, искусство же, наоборот, общее воплощает в единичном, конкретно-образном, превращая его в типическое, индивидуальное. В отличие от науки и философии, осваивающих мир теоретически, искусство познает действительность эстетически, во всем богатстве живых проявлений сущности, во всей чувственной, яркости единичного, неповторимого.

Общность искусства и философии состоит также в том, что для них важны не только результат, конечные выводы, теоретические обобщения, постулаты, нравственно-эстетические заключения и императивы, но и более или менее полное воспроизведение самого процесса достижения этих границ, результатов. Однако, если для философа задача заключается в воссоздании логически стройного и научно обоснованного процесса доказательства того или иного абстрактного теоретического положения, то для художника главное – воспроизвести эту логику в предметно-чувственной форме, показать процесс во всем богатстве деяний личностей, характеров, коллизий, драматических ситуаций, волевых стремлений, чувств и страстей, преломив их через призму явлений прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического и т.д.

Проблема взаимоотношения личности и общества, разрешение социальных противоречий – непреходящая тема мирового искусства. Определение конфликта как в философии, так и в искусстве требует конкретно-исторического подхода. Общественные противоречия в художественных произведениях выступают в форме борьбы человеческих характеров, нравственных установок, эгоистического и альтруистического мышления, поведения и действий того или иного героя художественного произведения. Философская проблема смысла жизни человека, по существу, стала главным мировоззренческим мотивом многих крупных произведений искусства.


20.07.2015; 00:50
хиты: 903
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
общественные науки
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь