пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

магистратура:
» филология
10 семестр:
» Синтаксис
» РЛ 20 века
» Прикладное языкознание
8 семестр:
» Русская литература 20 века (1/2)
7 семестр:
» Морфология
» Зарубежная литература конца 19-начала 20 века
6 семестр:
» Социальная психология
» МПРЯ
4 cеместр:
» Лексикология
» литература 1-3 19 века
» ИРЯ
» Морфемика. Словообразование (Глоссарий)
» Зарубеж. литература. 17-18 вв.
» Анатомия и физиология
» Педагогическая психология
» морфемика и словообразование
» ЭкСПЕРТИЗА
I семестр:
» СРЛЯ. Фонетика. Фонология.
» введение в языкознание
» Зарубежная литература, Средние века и Возрождение
» Возрастная психология

Лирика Б.Л. Пастернака

 

1. Основные темы и мотивы лирики Б.Пастернака

 

1.1. Мотив одиночества, уныния («Никого не будет в доме»).

1.2. Мотив безвыходности из сложившейся ситуации («Нобелевская премия»).

1.3. Тема поэта и поэзии («Февраль»: поэт рассказывает о том, как мучительно ему даются строки, намекая на свою нелегкую судьбу). Тема поэта и поэзии звучит и в стихотворении “Гамлет”, которое вошло в сборник стихов Юрия Живаго. Уже в первых строках писатель определяет свое предчувствие судьбы, точнее, ее трагического финала: “неотвратим конец пути”. Поэт также намекает на обстоятельства собственной жизни: “На меня наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси”.

1.4. Тема поэта и его предназначения – одна из важнейших тем в творчестве Пастернака. По мнению поэта, художник не должен зависеть о мнения толпы: «Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь». Пастернак осуждает внимание к «шумихе», «успеху», внешнему благополучию, потому что все это только мешает.

1.5. Тема природы. Автор всегда старается точно указать время года, состояние природы, которая присутствует почти во всех произведениях и помогает раскрыть душевное состояние лирического героя. Известно, что в стихах Пастернака природа и автор практически составляют единое целое, и часто не Пастернак рассказывает о явлениях, а они сами выражают душевное состоянии поэта.

Природные явления помогают автору передать философские размышления по поводу вечных человеческих проблем. Показательно стихотворение «Снег идет». Автор сравнивает падающий снег с годами человеческой жизни. Тем самым он напоминает о мимолетности людского существования.

1.6. Тема России — измученной родины — и русского народа. Автор подчёркивает героизм русского народа.

1.7. Большое место в поэзии Пастернака занимает тема любви. Одним из самых знаменитых произведений этого поэта является стихотворение «Любить иных – тяжелый крест…» Это стихотворение - обращение лирического героя к любимой женщине, восхищение ее красотой.

 

2. Художественные особенности лирики Б.Пастернака

 

2.1. “неслыханная простота” языка, его первозданность и первородность;

2.2. обилие скрытых цитат, интонационных примет его современников и предшественников (Шекспир, Фет, Блок, Цветаева и др.);

2.3. звукопись, цветопись и светопись (лирические произведения обогащены звуками и мелодией, пластикой и рельефностью красок. Например:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною чёрною горит.

2.4. соединение образов из разных сфер действительности. Например, стихотворение «Импровизация» (1916) начинается переплетением двух образных рядов: стаи чаек и чёрно-белых клавиш рояля, вдохновенное касание рукой клавиш и кормление птиц:

Я клавишей стаю кормил с руки

Под хлопанье крыльев, плеск и клёкот.

2.5. Любовная лирика Пастернака всегда насыщена сильными чувствами и зримыми, осязаемыми образами. В ней много изначальной, почти первобытной страсти к жизни, как, например, в стихотворении из сборника «Сестра моя — жизнь»:

Любимая — жуть! Когда любит поэт,

Влюбляется бог неприкаянный

И хаос опять выползает на свет,

Как во времена ископаемых.

2.6. Борис Пастернак вводил в свои стихи редкие слова и выражения. Чем реже слово употреблялось, тем лучше это было для поэта. Для того чтобы вникнуть в суть образов, созданных им, нужно хорошо понимать значение таких слов. А к их выбору Пастернак относился с большим вниманием. Он хотел избежать штампов, его отталкивали “затертые” поэтические выражения. Поэтому в его стихах мы можем встретить устаревшие слова, редкие географические названия, конкретные имена философов, поэтов, ученых, литературных персонажей.

2.7. Своеобразие стихотворного стиля Пастернака состоит и в необычном синтаксисе. Поэт нарушает привычные нормы. Вроде бы обычные слова, но их расстановка в строфе необычна, и поэтому стихотворение требует от нас внимательного чтения:

    В посаде, куда ни одна нога

    Не ступала, лишь ворожеи да вьюги

     Ступала нога, в бесноватой округе,

    Где и то, как убитые, спят снега...

2.8. Религиозные мотивы пронизывают и многие произведения цикла "Стихотворения Юрия Живаго". Так, в "Рассвете" (1947) выражена идея значимости заветов Христа в жизни поэта. Она заключена уже в самом названии стихотворения. Вера в Бога позволяет человеку преодолеть мрак жизни и возродиться духовно ("Всю ночь читал я твой завет / И как от обморока ожил").

2.9. см. вопрос №3 (особенности поздней лирики).

 

3. Изменение языка и стиля стихотворных текстов Б.Пастернака в процессе его творческой эволюции

 

Ранняя лирика

Первые стихи Б. Пастернака были опубликованы в 1913 году, его первая поэтическая книга “Близнец в тучах” (1914). Поэзия "раннего" Пастернака - непростое чтение. Сложная ассоциативность мышления, музыкальность и метафоричность стиля рождают непривычные, причудливые образы. Лирический герой как будто и не стремится непременно быть понятым, ему важнее выплеснуть переполняющие его чувства. В одном из первых стихотворений Пастернака "Февраль" (1912), есть строчки, которые точно выражают характер ранней лирики Бориса Пастернака: "И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд". Лирический порыв, предельная эмоциональная напряженность чувств - наиболее характерные черты, отличающие поэзию "раннего" Пастернака. Его лирическому герою присуще родственное отно­шение с окружающим миром. Восходы и закаты, снегопады и грозы он переживает как важнейшие события собственной жизни. В свою очередь и сама природа живет в его стихах человеческой жизнью: совершает поступки, страдает и радуется, влюбляется, смотрит на поэта, объясняется от его имени. Показательны в этом отношении такие стихи, как "После дождя", "Плачущий сад", "Душистою веткой машучи..." и др.

Зрелая поэзия

В 30 - 50-е годы стиль Пастернака меняется. Поэт сознательно стремится к кристальной ясности и простоте. Однако, подобная простота не предполагает общедоступности. Она неожиданна, антидогматична. В стихах Пастернака мир увиден как бы впервые, вне шаблонов и стереотипов. В результате привычное предстает под необычным углом зрения, повсед­невное обнаруживает свою значительность. Так, в стихотворении "Снег идет" в идущем за окном снеге поэту видится движение времени. А в стихотворении "Свадьба" обычная бытовая зарисовка ("Пересекши край двора, / Гости на гулянку / В дом невесты до утра / Перешли с тальянкой...") завершается глубоким философским выводом, в котором выражена идея памяти как залога бессмертия:

Жизнь ведь тоже только миг,

Только растворенье

Нас самих во всех других

Как бы им в даренье.

 Таким образом, простота стиля "позднего" Пастернака сочетается с глубиной философского содержания его про­изведений. Об этом свидетельствуют многие стихи из его поэтических сборников и циклов: "На ранних поездах" (1936 - 1944), "Стихотворения Юрия Живаго" (1946 - 1953), "Когда разгуляется" (1956 - 1959).

Позднее творчество Б. Пастернака тесно связано с ранним. В его лирике 40-50-х годов те же поэтические темы, что и в поэзии 10-20-х: природа, любовь, искусство и призвание художника: в ней же понимание родственной связи человека с окружающим его миром природы, тот же восторг бытия. И все же неко­торые свойственные Пастернаку особенности мировосприятия в его позднем творчестве проступают более отчетливо. Окружающий мир осознается поэтом, прежде всего, как мир Божий. Этим объясняется наличие религиозных мотивов, сюжетов и образов во многих его стихах: "Гамлет", "Август", "Рождественская звезда", "Рассвет", "Гефсиманский сад", "В больнице" и др. С этим связано и то благоговение перед чудом жизни, ощущение сокровенной ценности всего живого, которое столь ярко в его поздней лирике. Характерным примером тому может служить стихотворение "Когда разгу­ляется" (1956). В нем пейзажная зарисовка становится выражением философии жизни, размышлением о счастье существования, о чуде божественного присутствия в мире. "Простор земли" сравнивается поэтом с "внутренностью собора", а "зелень листьев" - с "живописью в цветном стекле", с "церковной росписью оконниц". Человек - часть прекрасного, овеянного тайной божьего мира, и сознание этого дает ему ощущение счастья:

Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою.

Творческая и гражданская позиции поэта определены в стихотворении "Гамлет" (1946), открывающем цикл "Сти­хотворения Юрия Живаго". Трактовка образа Гамлета приобретает у него автобиографический смысл. В "Гамлете" выражена осознанная Пастер­наком неизбежность его нравственного противостояния власти лжи и мрака.

Таким образом, в зрелом творчестве Пастернака:

  • появляется изображение бытовой конкретики;
  • усиливается биографическое начало;
  • происходит изменение субъектно-объектной организации: от лирического героя как очевидца истории к её участнику;
  • тема «оттепели» (после 20 съезда). Появляется надежда на изменение социального климата, а с другой стороны – раскрепощение человека как творческой личности;
  • новое изображение природы: лир. герой постоянно ощущает радости первооткрытия, духовное родство с природой;
  • проблема смысла человеческого бытия и его предназначения. По Пастернаку, смысл человеческой жизни очень прост. Человек – это кольцо в цепи поколений => жизнь человека – это соединение прошлого с будущим. В связи с этим важна тема памяти. Во многих стихах присутствует идея вхождения в будущее. Таким образом, смысл жизни в том, чтобы всё пережить и всё пройти. Метафорами жизни становятся: дорога, поездка, время («Снег идёт»);
  • тема творчества. Наблюдается эволюция темы творчества в зрелых книгах Пастернака. Природа художественного творчества: творчество – это напряжённое взаимодействие, это напряжённый контакт поэта с реальностью.

 

4. Место лирики Б.Пастернака в русской поэзии ХХ века

 

Имя Б. Пастернака стоит в ряду величайших художников слова 20 столетия. Его перу принадлежат как многие стихотворные шедевры, так и великолепные произведения в прозе.

В 1914 г. Б. Пастернак вместе с С. Бобровым и Н. Асеевым создал новую литературную, футуристическую по своей эстетической ориентации, группу «Центрифуга». Творчество Б. Пастернака этого периода развивалось в русле русского футуризма.

В начале 1920-х годов к Б. Пастернаку пришла популярность. В январе 1921 г. Б. Пастернак сообщал Д.В. Петровскому: «...зеленейшая молодежь начинает мне подражать, делает из меня мэтра». В 1923 г. он издал поэтическую книгу «Темы и вариации», в которую вошли стихи 1916-1922 годов. Авангардная поэтика стихотворений Б. Пастернака вызывала критические споры. В статье 1924 г. «Левизна Пушкина в рифмах» Брюсов указывал на противопоставленную классической, пушкинской рифме новую рифму футуристов.

Противоположный взгляд на феномен пастернаковской поэтики высказал Г.В. Адамович в своей книге «Одиночество и свобода», изданной в Нью-Йорке в 1995 г.: стихи поэта в момент возникновения не были связаны ни с эмоциями, ни с чувствами; сами слова рождали эмоции, а не наоборот. Г. Адамович указывал на пагубное воздействие поэтики Б. Пастернака на творчество М. Цветаевой, которая, по мнению критика, утратила свое дарование и в каждой строке стала «спотыкаться», а речь ее превратилась в восклицания.

 Во второй половине 1920-х годов Пастернак Б.Л. Пастернак создал произведения о революционной эпохе: поэмы «Девятьсот пятый год» (1925- 1926) и «Лейтенант Шмидт» (1926-1927), стихотворный роман «Спекторский» (1925-1931). М.М. Горький одобрительно отозвался о Пастернаке как о социальном поэте.

 В 1930-е годы Б. Пастернак - признанный властью поэт. На I съезде писателей Бухарин назвал его одним из замечательнейших мастеров стиха того времени. Но во второй половине 1930-х годов он, осознав двусмысленность своего положения, неестественность альянса власти и вольного художника, удалился с авансцены официальной литературной жизни. В 1936-1944 годах он написал стихотворения, составившие поэтическую книгу «На ранних поездах» (1945). В них поэт, уединившись в переделкинском «углу медвежьем», заявил свою жизненную концепцию, в которой приоритетными стали внутренний покой, созерцательность, размеренность бытия, согласованность поэтического творчества с творчеством природы, тихая благодарность за дарованную судьбу.

В 1958 голу этому писателю присудили Нобелевскую премию, но советские чиновники буквально вынудили его отказаться от этой, очень высокой, награды. В стихотворении «Нобелевская премия» Пастернак пишет: 
                               Что же сделал я за пакость,

                   Я, убийца и злодей? 

                   Я весь мир заставил плакать 

                   Над красой земли моей.

Таким образом, поэзия Бориса Пастернака представляет собой явление, совершенно новое в русской литературе.

 

 

5. Анализ стихотворения Б.Пастернака

 

Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.

 

Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

 

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — не большая хитрость.

1. Дата написания. Реально-биографический комментарий.

За всю свою жизнь Пастернак любил трех женщин. Двум из возлюбленных посвящено данное стихотворение.

Первая строка посвящена первой жене поэта художнице Евгении Лурье, здесь выражена вся тяжесть жизни с некогда горячо любимой женщиной, которая целыми днями занималась творчеством и совершенно не касалась быта. Поэтому поэт был вынужден сам заниматься домашними делами, он научился готовить, стирать. Через некоторое время Борис Леонидович совершенно теряет интерес к ней, так как понимает, что больше не может заниматься делами, которыми в нормальных семьях занимаются жены, а не мужья.

Вторая строка стихотворения посвящена новой музе поэта, в корне отличавшейся от своей предшественницы. В 1929 г. поэт знакомится с Зинаидой Нейгауз, женой его друга-пианиста Генриха Нейгауз. Она сразу покорила его своей скромностью, миловидностью. После прочтения ей стихов, Пастернак спросил ее мнения, но вместо похвалы или критики Зинаида сказала, что ничего не поняла из прочитанного. Поэту понравилась эта искренность и простота. Он пообещал писать понятнее. Любовные отношения между Пастернаком и Нейгауз развивались, она ушла от своего супруга и стала новой музой поэта. В 1931 г. появилось данное стихотворение.

 

2. Жанровое своеобразие.

Жанр стихотворения – элегия, так как автор раздумывает о своих чувствах. Лирическое произведение проникнуто чувством безмерной любви к женщине. Лирический герой счастлив от того, что его Муза, женщина его мечты рядом с ним. Лишь она одна позволяет чувствовать лирическому герою спокойствие, умиротворение. В стихотворении герой обращается к своей возлюбленной. Можно сказать, что это стихотворение – признание, а именно признание в любви к объекту своего обожания.

 

3. Ведущая тема, тематическая разновидность стихотворения.

   В стихотворении развивается популярная в литературе тема любви. Поэтому перед нами яркий образец любовной лирики. Произведение довольно автобиографично, так как автор в стихотворной форме рассказывает о своих любимых женщинах: о Евгении Лурье и Зинаиде Нейгауз.  

Как было сказано выше, в первой строке Пастернак намекает на отношения с Евгенией Лурье, любить которую действительно было непросто, так как женщина была своенравна, эгоистична, но эрудирована и творчески одарена. Далее лирический герой обращается к новой возлюбленной – Зинаиде. Она полная противоположность Евгении. Ее преимуществом он считает «отсутствие извилин», то есть не слишком высокий интеллект. Поэт считает, что именно это придает женщине прелести. Такая представительница слабого пола более женственная, может быть прекрасной хозяйкой.

Автор считает, что возлюбленная живет не столько умом, сколько чувствами. В последней строфе поэт признается, что рядом с такой женщиной легко меняться и ему. Он понял, что очень легко «словесный сор из сердца вытрясть» и не допускать, нового засорения.

 

4. Основная идея.

На мой взгляд, основная тема лирического произведения выражена с следующих строках:

                           Любить иных — тяжелый крест,
                                      А ты прекрасна без извилин…

Именно в этих строках выражена вся полнота чувств лирического героя. По его мнению, любовь не измеряется какими либо качествами человека. Если любишь, то любишь просто так, уже за одно существование человека. И совсем не важно обладает ли твой избранник красотой, интеллектом, материальным достатком, гораздо важнее то, что с этим человеком, в отличие от других, ты не чувствуешь «тяжелого креста», рядом с ним царит спокойствие и взаимопонимание.

 

5. Преобладающее настроение. Характеристика лирического героя.

В стихотворении «Любить иных – тяжелый крест» преобладает настроение счастья. Лирический герой сливается с автором. Он восхищается своей избранницей сердца, признается ей в безмерной любви. Внутреннее состояние лирического героя меняется с каждой новой строчкой. Его прошлое понимание смысла жизни сменяется совершенно новым пониманием и приобретает оттенок бытийного смысла. Лирический герой после длительного поиска любви, после неоднократных  ошибок, наконец-то  обретает свою любовь, он находит человека, который может любить его беззаветно, просто за то, что он есть. И лирический герой, в свою очередь, не тревожится по поводу отсутствия образования своей возлюбленной, а наоборот, считает, что она «прекрасна без извилин». Лирический герой готов до конца жизни разгадывать тайны возлюбленной, отчего и сравнивает ее с загадкой жизни. Он готов к переменам, ему необходимо освободиться от груза прежних разочарований.

 

6. Структура:

    а) стилистические фигуры (гипербола, амплификация, литота):

     б) синтаксические фигуры:

  • инверсия прослеживается практически в каждой строке («И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен», «Весною слышен шорох снов»);

     в) поэтические тропы:

  • сравнение позволяет нам раскрыть характер героини, мы понимаем, что лирического героя в ней восхищает простота, наивность и бескорыстие («твой смысл, как воздух, бескорыстен»);
  • метафора помогает создать образ идеальной женщины, раскрыть самочувствие лирического героя рядом с ней («любить иных тяжелый крест», «прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен», «шорох снов», «шелест новостей и истин», «словесный сор из сердца вытрясть»);
  • эпитеты помогают раскрыть внешнюю портретную и внутреннюю характеристику той, которой посвящено данное лирическое произведение: «ты прекрасна», «смысл… бескорыстен», «не большая хитрость»).

 

7. Основные особенности ритмики. Система стихосложения. Стихотворный размер: четерыхстопный ямб

1

2

3

4

5

6

7

8

 

*

 

*

 

*

 

*

 

В данном стихотворении силлабо-тоническая организация стихосложения, так как ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке.

 

8. Виды рифмы (мужская, женская, дактилическая; точная, неточная, составная). Способы рифмовки (параллельный, перекрестный, кольцевой).

Рифма по расположению ударения – чередование мужской и женской рифм:

Любить иных тяжелый кре́ст,

А ты прекрасна без изви́лин,

И прелести твоей секре́т

Разгадке жизни равноси́лен.

 

Рифма по фонетическому созвучию  - точная:

Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Рифма по частеречной принадлежности – неоднородная рифма (например, глагол (прозреть) и наречие (впредь); глагол (вытрясть) и существительное (хитрость)):

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — не большая хитрость.

Рифмовка – перекрестная (абаб).

 

9. Своеобразие строфики.

Катрен, так как в каждой строфе стихотворения по четыре строки.

 

10. Композиция стихотворения.

В стихотворении лирический герой признается в любви своей возлюбленной. Линейная композиция данного произведение позволяет разделить стихотворение на несколько смысловых частей: попытка героя разгадать тайну особой красоты возлюбленной, признание в том, что рядом со своей возлюбленной герой ощущает спокойствие и заботу («…весною слышен шорох снов…»), раздумья о будущей жизни, где так же будет спокойно и умиротворенно («И жить, не засоряясь впредь»).

 

11. Звуковая организация.

Чувства, переживания лирического героя автор передает с помощью звукописи. Например, аллитерация представлена звуками [ л ], [ р ], [ н ], [ с ] в первом четверостишии, [ с ], [ ш ], [ т ] во втором, [ л ], [ р ], [ н ], [ с ], [ д ] в третьем. Это придает особое звучание произведению. Ассонанс звуков [ о ], [ э ] во втором четверостишии подчеркивает черты, присущие лирической героине: нежность, чистоту, чувственность.

 Следует отметить, что в стихотворении доминируют шипящие и свистящие – «с» и «ш». Данные звуки, по моему мнению, придают произведению интимность, создавая ощущение шепота, так как «о любви не кричат, о любви тихо шепчут».

 

 

12. Личное отношение к стихотворению. Целостный анализ.

 

Стихотворение «Любить тебя – тяжелый крест» оставляет приятные чувства после прочтения. Невольно представляется пара влюбленных, которые беззаветно любят друг друга. И, конечно же, для Бориса Леонидовича эти строки – откровение, признание.

Данное стихотворение было написано в 1931 году. Здесь поэт воспевает любовь как состояние окрыленности и полета, приходит к новому пониманию сути и смысла жизни. Неожиданно он начинает иначе понимать земное чувство в бытийном, философском его значении. Борис Пастернак запечатлел непростые отношения с двумя значимыми женщинами в своей жизни – Евгенией Лурье и Зинаидой Нейгауз. Первая была его женой в самом начале литературного пути, а со второй поэт познакомился значительно позднее. Евгения была примерно одного круга с поэтом, он знал, чем она живет и дышит. Эта женщина понимала искусство и литературу. Писатель надеялся найти в ней друга, с которым у него много общих интересов. К сожалению, он в ней ошибся.

Зинаида же представляла собой человека, далекого от богемной жизни, она прекрасно справлялась с повседневными обязанностями хозяйки. Но почему-то в какой-то момент именно простая женщина оказалась понятнее и ближе утонченной душе поэта. Именно ей посвящены строки лирического произведения.

Лирический герой испытывает чувство благоговения перед этой женщиной, он полон решимости действовать во благо развития большого и светлого чувства. Все сомнения отступают, уходят на второй план. Он настолько поражен величием и красотой открывшегося ему состояния целостности, что испытывает восторг и упоение, невозможность жить дальше без этого чувства.

Размер стихотворения, четырехстопный ямб, придает стихотворению особую музыкальность, а фонетическое оформление стиха помогает понять состояние души лирического героя. Обилие метафор, эпитетов и сравнений помогает раскрыть душевное состояние лирического героя, который выражает и чувства автора.

Таким образом, перед нами предстает яркий образец любовной лирики, в которой раскрывается практически весь спектр чувства любви: разочарование, осознание ошибок, новая влюбленность, надежда на вечную любовь, умиротворение и заботу.

Язык стихотворения довольно прост, так как автор выполнил обещание данное Зинаиде Нейгауз – писать более простым и понятным языком. Данная особенность привлекает широкий круг читателей.

 


18.05.2019; 05:54
хиты: 22520
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь