«МАТРЕНИН ДВОР»
История создания рассказа "Матренин двор"
Первоначальное название: "Не стоит село без праведника". Окончательное заглавие предложил на редакционном обсуждении 26 ноября 1962 г. Александр Твардовский. Твардовский аргументировал это так: "Название не должно быть таким назидательным". Солженицын отозвался, впрочем довольно добродушно: "Да, не везёт мне у вас с названиями". Работа над рассказом была начата Солженицыным в конце июля-начале августа 1959 г. в посёлке Черноморском на северо-западе Крыма. Закончен рассказ в декабре того же года. 26 декабря 1961 г. Солженицын передал рассказ Твардовскому. 2 января 1962 г. состоялось его первое обсуждение в журнале. Почти три часа Твардовский кружил над рассказом, говорил и говорил, пытаясь объяснить автору, а заодно и себе, почему "Эта вещь не может быть напечатана". Однако рукопись попросил оставить в редакции.
Публикация рассказа "Матренин двор"
После публикации «Одного дня Ивана Денисовича» редакция «Нового мира» вернулась к рассказу «Не стоит село без праведника». «Такова была сила общего захвала, общего взлёта,- говорит А. Солженицын,- что в тех же днях сказал мне Твардовский: теперь пускаем "Матрёну''». 18 ноября 1962 г. Твардовский записал в дневнике: «К сегодняшнему приезду Солженицына перечитал с пяти yтpa его "Праведницу". Боже мой, писатель. Никаких шуток. Писатель, единственно озабоченный выражением того, что у него лежит "на базе" ума и сердца. Ни тени стремления ''попасть в яблочко", потрафить, облегчить задачу редактора или критика, - как хочешь, так и выворачивайся, а я со своего не сойду. Разве что только дальше могу пойти». «Матрёнин двор» напечатан в журнале «Новый мир».
Комментарии к рассказу "Матренин двор": прототипы и интересные факты
Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад - просто в Россию... По окончании лагерного срока, в феврале 1953 г., Солженицын был отправлен этапом отбывать вечную ссылку в казахский аул
После упразднения весной 1956 г. всей политической ссылки Солженицын 20 июня выехал из Кок-Терека и через четверо суток, 24 июня, сошёл с поезда на Казанском вокзале в Москве.
..я задержался с возвратом годиков на десять... Арестованный в Восточной Пруссии 9 февраля 1945 г., Солженицын провёл в тюрьмах, лагерях и ссылке больше одиннадцати лет.
...Тальново... Так в рассказе названа деревня Мильцево, в которой Солженицын жил с августа 1956 по июнь 1957 г., работая учителем математики в Мезиновской средней школе.
...Дом Матрёны < ... > с четырьмя оконцами в ряд < ... > крытый щепою, на два ската и с украшенным под теремок чердачным окошком. Дом не низкий - восемнадцать венцов... Точность описания дома Матрены подтверждается фотографией, которую сделал Солженицын в 1956 г.
...пенсии ей не платили... Колхозных пенсий для стариков не было, а государственные пенсии колхозникам не полагались. ...А в колхозе она работала не за деньги - за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учётчика... К исходу дня, обычно уже в сумерках, а то и ночью, бригадир, или завфермой, или кладовщик, или любой приставленный учётчик определял в трудоднях, сколько всего сделано под его присмотром за день, и делил эти трудодни между колхозниками, отработавшими с yтpa до вечера.
Трудодни проставлялись палочками против фамилий и суммировались в течение года.
...Вышел перед тем новый пенсионный закон... Согласно закону от 14 июля 1956 г., пенсии назначались по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Ни пенсия по старости, ни пенсия по инвалидности Матрёне Васильевне не полагалась. Государство поддерживало только рабочих и служащих, но не колхозников.
...Товарищ Григорьева... Солженицын сохранил имя-отчество своей квартирной хозяйки, а фамилию изменил. Звали её Матрёна Васильевна Захарова.
...Он за меня первый сватался ... раньше Ефима ... Он был брат - старший ... Мне было девятнадцать, Фаддею - двадцать три ... < ... > Без малого не вышла, Игнатич. Война германская началась. Взяли Фаддея на войну... Если в 1914 г. было Матрёне 19 лет, то родилась она в 1895 г.
...Говорят у нас: умная выходит после Покрова, а дура - после Петрова... Покров приходится на 1 (14) октября. И если, по поговорке, «Петров день - проводы весны», то «Покров- первое зазимье». После Петрова дня начинается главная сельская страда. К Покрову, напротив, заканчиваются полевые работы, и с Покрова держат дома скотину .
...Всю пятницу, субботу и воскресенье- от конца следствия и до похорон - на переезде днём и ночью шёл ремонт пути... В свидетельстве о смерти Захаровой Матрёны Васильевны записано, что она умерла 21 февраля 1957 г. Эта дата пришлась на четверг.
...повезли покойников на церковное кладбище за две деревни от нас...
Матрёна Васильевна Захарова похоронена на кладбище села Палищи недалеко от Ильинской церкви.
Герои рассказа
Герой-рассказчик, которого Матрёна зовёт Игнатич, с первых строк даёт понять, что прибыл из мест заключения. Он ищет работу учителя в глуши, в русской глубинке. Только третья деревня удовлетворяет его. И первая, и вторая оказываются испорченными цивилизацией. Солженицын даёт понять читателю, что осуждает отношение к человеку советских бюрократов. Рассказчик презирает власти, не назначающие Матрёне пенсию, вынуждающие работать в колхозе за палочки, не только не дающие торфа для топки, но и запрещающие о нём спрашивать. Он мгновенно принимает решение не выдавать Матрёну, варившую самогон, скрывает её преступление, за которое ей грозит тюрьма.
Матрёна – главная героиня рассказа. О ней автор говорит: «У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей». В момент знакомства лицо Матрёны желто, а глаза замутнены болезнью.Чтобы выжить, Матрёна выращивает мелкую картошку, тайно приносит запретный торф из лесу (до 6 мешков в день) и тайно же скашивает сено для своей козы. В Матрёне отсутствовало бабье любопытство, была она деликатной, не досаждала расспросами. Матрёна сегодняшняя – потерянная старуха. Автор знает о ней, что замуж она вышла ещё до революции, что детей у неё было 6, но все быстро умирали, «так что двое сразу не жило». Муж Матрёны не вернулся с войны, а пропал без вести. Герой подозревал, что у него новая семья где-нибудь за границей. У Матрёны было качество, которое отличало её от остальных жителей деревни: она бескорыстно помогала всем, даже колхозу, из которого её выгнали по болезни. В её образе есть много мистического. В молодости она могла поднять мешки любой тяжести, остановила на скаку коня, предчувствовала свою гибель, боясь паровозов. Ещё одно предзнаменование её смерти – пропавший невесть куда на Крещение котелок со святой водой.Смерть Матрёны кажется случайностью. Но почему же в ночь её смерти мыши мечутся, как безумные? Рассказчик предполагает, что это через 30 лет ударила угроза Матрёниного деверя Фаддея, грозившего порубить Матрёну и собственного брата, женившегося на ней.После смерти обнаруживается святость Матрёны. Плакальщицы замечают, что у неё, полностью раздавленной трактором, осталась только права рука, чтобы молиться Богу. А рассказчик обращает внимание на её лицо, скорее живое, чем мёртвое. Односельчане отзываются о Матрёне с пренебрежением, не понимая её бескорыстности. Золовка считает её нечистоплотной, не бережной, не склонной накапливать добро, Матрёна не искала своей выгоды и помогала другим бесплатно. Презираема односельчанами была даже Матрёнина сердечность и простота. Только после смерти рассказчик понял, что Матрёна, «не гоняющаяся за обзаводом», равнодушная к еде и одежде – это основа, стержень всей России. На таком праведнике стоит село, город и страна («вся земля наша»). Ради одного праведника, как в Библии, Бог может пощадить землю, уберечь от огня.
Художественное своеобразие
Матрёна предстаёт перед героем как сказочное существо, подобное Бабе Яге, которая нехотя слезает с печки, чтобы покормить прохожего царевича. У неё, как у сказочной бабки, есть животные-помощники. Колченогая кошка незадолго до смерти Матрёны уходит из дома, мыши, предчувствуя гибель старушки, шуршат особенно. А вот тараканы равнодушны к судьбе хозяйки. Вслед за Матрёной умирают её любимые фикусы, похожие на толпу: они не представляют практической ценности и выносятся на мороз после смерти Матрёны.
С другой стороны, Матрёна подобна христианским святым, которые приручали диких животных, понимали их и умели с ними разговаривать (святой Франциск). Даже тараканы подчиняются воле Матрёны и не переползают из кухни в чистую избу.
Образы рассказа неоднозначны, каждый новый смысл образа углубляет общий смысл рассказа. Так тараканы стихийны, как сам русский народ, так же неосознанна их жизнь, от которой как будто шевелятся стены и лавки, но в шуршании их нет ничего злого и лжи: «Шуршание их – была их жизнь».
Солженицын в рассказе точно передаёт народный говор Курловского района, особенности быта деревенских жителей, обряд похорон и народные похоронные плачи.
ТЕМА:
- труда
-
ПРОБЛЕМА:
ИДЕЯ: Автор демонстрирует бренность материального и учит нас не судить окружающих по богатству и достижениям. Истинное значение имеет нравственный облик, который не меркнет даже после смерти, ведь остается в памяти тех, кто увидел его свет.
Матрена в рассказе "Матренин двор": образ и характеристика
Полное имя героини - Матрена Васильевна Григорьева:
Возраст Матрены - около 60 лет
Матрена - простая деревенская женщина, одинокая вдова: "...мужа не было уже двенадцать лет, с начала войны..."
Внешность Матрены: "...кругловатое лицо хозяйки показалось мне желтым, больным. И по глазам ее замутненным можно было видеть, что болезнь измотала ее..." "...Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены..." "...от морщин, от будничного небрежного наряда..." "...обезоруживала она меня лучезарной улыбкой. И, простодушно глядя блекло-голубыми глазами, спрашивала..." "...Мне дороже была эта улыбка ее кругловатого лица..." "...Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой..." "...У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей..." (о лице Матрены)
Матрена - больная женщина. У нее случаются приступы какой-то болезни: "...врывалась временами тяжелая немочь, Матрена валилась и сутки-двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала, но и не шевелилась почти <...> Сама Матрена не пила, не ела и не просила ничего..." "...она была больна, но не считалась инвалидом..." "...недуг налетал на нее не каждый месяц, но, налетев, — …держит два-дни и три-дни, так что ни встать, ни подать я вам не приспею..."
Матрена - бедная женщина. Только к концу жизни у нее появляется пенсия: "...с тех пор, как стала сильно болеть — и из колхоза ее отпустили..." "...год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало..." "...Всё же к той зиме жизнь Матрены наладилась как никогда. Стали-таки платить ей рублей восемьдесят пенсии. Еще сто с лишком получала она от школы и от меня..."
Матрена - сердечная и простая женщина: "...И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала..."
Матрена - общительная женщина: "...схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный..."
Матрена - праведная душа: "...Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша..."
Матрена - безгрешная душа: "...Только грехов у нее было меньше, чем у ее колченогой кошки. Та — мышей душила..."
Матрена - вежливая женщина: "...тихо, вежливо, стараясь не шуметь, топила русскую печь..." "...Мне почти не слышались ее утренние хлопоты..."
Матрена - отзывчивая женщина. Она помогает людям бесплатно, независтливая, бескорыстная, трудолюбивая женщина. Труд помогает ей забыть о бедах: "...Но лоб ее недолго оставался омраченным. Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом — по ягоды в дальний лес..." "...Спина у меня никогда не заживает. Зимой салазки на себе, летом вязанки на себе, ей-богу правда..."