Литературный процесс 1920-х годов представляет собой сочетание трех взаимодействующих потоков. Во-первых, продолжают существовать и развиваться модернистские течения, которые образовались в противовес реализму: символизм, акмеизм, футуризм. Во-вторых, продолжается развитие реализма (И.А.Бунин, И.С.Шмелев, Б.К.Зайцев, А.Н.Толстой). Причем особый пласт литературного процесса 20-х годов представляет литература социалистического реализма, которая была далеко не однородна. Не стоит забывать и о литературном наследии русской эмиграции (А.М.Ремизов, М.А.Алданов, М.Осоргин).
Кроме того, появляются новые литературные группы и направления, точного числа которых нет. Они по-своему решали стоящие перед литературой задачи. Западные специалисты рассматривают 20-е годы как единственную эпоху свободного творчества за всё существование советской литературы. Однако далеко не все группировки оставили значительный след в истории литературы. Некоторые из них были несерьезными. Например, ничевоки («Группа – три трупа», – иронизировал по этому поводу В.Маяковский), фуисты, биокосмисты и ряд других.
ЛЕФ – левый фронт искусства
Появилась в 1923 году, когда группа футуристов изменила свое название, о чем они изачвмлм в первом номере журнала «ЛЕФ», переименованного позже в «Новый ЛЕФ». Леф представлял собой объединение поэтов, критиков, теоретиков искусства.
Глава, идейный вождь, лидер: В. Маяковский (он же редактор журнала).
Состав: Николай Асеев, Сергей Третьяков, Николай Чужак (ему принадлежит программная статья «Под знаком жизнестроения (Опыт осознания искусства дня)»), О. Брик, Борис Пастернак.
Программные статьи: «Под знаком жизнестроения (Опыт осознания искусства дня)» Николая Чужака и «Как делать стихи» В. Маяковского.
Девиз: Против зверья озверев, ищите ЛЕФ (В. Маяковский) – агрессия.
Программа:
- ЛЕФовцы выступали за «литературу факта», которую ставили «выше выдуманной беллетристики, отмечая рост спроса на мемуар и очерк в активных слоях читателей», за емкость художественного слова.
- Выдвигали теорию производственного искусства, при которой дело, вещь, стройка становились целью, а человек – средством.
- Борьба с декаденством, формализмом, мистицизмом.
- Отрицание традиционности в литературе.
В 1928 году поэт вышел из ЛЕФа (причина разлада – поэма В. Маяковского «Про это») и вступил в РАПП. В 1928 году Маяковский организовал новую группу под названием Реф – революционный фронт искусства, предприняв таким образом попытку вернуться к исходным позициям.
ОПОЯЗ – общество по изучению поэтического языка
Единственная литературная нруппировка, которая объединяла только теоретиков литературы.
Состав: Борис Томашевский, В.Д. Жирмунский, В. Шкловский, Якобсон и др.
Программные книги: «Теория стиха» В.М. Жирмунского.
Программа:
- Изучение формы, поэтического языка художественного произведения. Ценность произведения определяется оригинальностью формы (вполне понятен становится интерес к В. Маяковскому).
- Надклассовость и надпартийность искусства.
«Серапионовы братья»
Состав: Вениамин Каверин, Константин Федин, Николай Тихонов, Елизавета Полонская, Михаил Зощенко, Илья Груздев, Михаил Сломнимский, Всеволод Иванов, Николай Никитин.
Лидер: Лев Лунц
Программные статьи: Л. Лунц «Почему мы Серапионовы братья?».
Программа:
- Творческая независимость, право литературы на разнообразие.
- Надклассовость и надпартийность искусства.
- Эстетизм. Авторитетом должна была служить классика.
Принципиальность «серапионов» привела к самороспуску группировки в 1926 году (рецензия Городецкого «Зелень под плесенью» на альманах «Петербургский сборник» 1922 года). Попытку отстоять независимость литературы не простили «серапионам» даже спустя много лет, о чем красноречиво свидетельствует постановление ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 года «О журналах «Звезда» и «Ленинград».
ЛЦК – литературный центр конструктивизма
Лидер: К.Зелинский.
Состав: Илья Сельвинский, Вера Инбер, Борис Агапов, Вл. Луговской.
Сборник: «Бизнес».
Программа:
- Преклонение перед промышленной индустрией, образцом которой служит Запад.
- Интертекстуальность (требовали введения в произведения графиков, формул, цитат, чертежей, научных терминов и т.п.)
ОБЭРИУ – объединение реального искусства
Лидер: Даниил Хармс.
Состав: Игорь Бехтеров, Дойвбер Левин.
Программа:
- Стремление к синтезу искусств: поэзии, театра, кино.
- «Принцип театрализации».
- Авангардистская направленность творчества.
«Перевал»
Лидер: Алексей Воронский.
Состав: Артем Веселый, Михаил Светлов, Михаил Голодный, Н. Огнев, Э. Багрицкий, А. Малышкин, А. Лежнев.
Журнал: «Красная новь».
Программная статья: «Искусство видеть мир», «Искусство как познание жизни и современности» А. Воронского.
Программа:
- Преемственность с классикой, которая должна быть фундаментом для современного искусства.
- Психологизм в изображении человека против бытавизма и схематизма.
- Эстетизм, гуманизм, интеллектуальность литературы.
- Познавательная функция искусства.
- Требование «органичности» творчества: писатель должен писать только о лично пережитом.
РАПП – Российская ассоциация пролетарских писателей
РАПП выросла из группы «Октябрь», которая была организована в противовес «Перевалу» в декабре 1922 года. Некоторое время было принято отождествлять РАПП С Пролеткультом (Пролеткульт – «Кузница» - «Октябрь» - ВАПП – МАПП – РАПП), однако это принципиально различные литературные группы: Пролеткульт создали талантливые рабочие, искренне увлеченные идеей создания пролетарской культуры, а РАПП объединил партийных функционеров и литературных чиновников.
Состав: Семен Родов, Юрий Лебединский, Киршон, Г. Лелевич, А. Фадеев.
Идейный вождь: Леопольд Авербах
Журналы: 2На посту», «На литературном посту».
Девизы: «На войне как на войне» (РАПП прославился активной травлей попутчиков), «Без авторитетов».
Программа:
- РАППовцы провозгласили своей целью подчинение литературы партийной идеологии и стремились к власти над литературным процессом.
- Использование идеи Пролеткульта – создание классовой культуры.
- Массовость культуры – так члены РАПП видели свою задачу.
- Жесткий стиль руководства, который еще более ужесточается с приходом в 1925 году Л. Авербаха. В стремлении удержать стремительно падающий авторитет РАПП он в 1929 году проводит кампанию по привлечению в литературу рабочих-ударников. Акция в случае ее удачи могла продемонстрировать тесную связь РАПП с рабочими, но она провалилась.
18 июля 1925 года выходит резолюция «О политике партии в области художественной литературы», основные положения которой состояли в следующем:
- Призыв писателей к единству и мирному сосуществованию.
- Ни одна группировка не имеет права и не должна выступать от имени партии.
Но резолюция не снимает напряжения в литературных кругах и 23 апреля 1932 года выходит постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций», согласно которому литературные группы приравнивались к контрреволюционным политическим организациям, а участие в них писателей означало враждебность советской власти. Многие писатели, входившие в литературные группы, были репрессированы. Постановление от 23 апреля 1932 года создавало видимость желания партии примирить деятелей литературы, но на деле лишило писателей и поэтов свободы творчества.
М.М. Бахтин считал, что наиболее интенсивно и плодотворно литература развивается именно в драматические моменты истории. В художественном многоголосии – источник естественного литературного развития. Советская власть же стремилась утвердить единый взгляд на мир и на место человека в нем. Этот политический прессинг существенно деформировал процесс развития культуры в советскую эпоху. Многоголосие, полифония литературной жизни 20-х годов очень быстро было сведено к монологу. Все партийно-государственные решения, посвященные литературе, - письмо ЦК партии в области художественной литературы» 1925 года и постановление «О перестройке литературно-художественных организаций» 1932 года – были направлены на выполнение одной задачи: культивировать одну линию в литературе и выкорчевывать все прочие.