(1895 – 1925)
В 1916 году вышел в свет первый поэтический сборник Есенина – «Радуница» (православный праздник на 9 день после Пасхи, День поминовения, родительский день). У Есенина Радуница – это символ весны, возрождения, де, связанный с предками, а значит и с Родиной. Так было заявлено важнейшее направление в творчестве поэта – прославление красоты родного края: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Темы Родины – основная в моем творчестве» (идея неотделимости своей судьбы от судьбы России).
Основные темы лирики Есенина:
- тема Руси
- тема революции
- тема любви
В связи с отношением Есенина к революции можно выделить следующие этапы творчества:
- 1917 – 1919 – самые оптимистические для Есенина годы: он воспевает февральскую и Октябрьскую революции, хотя и принимает все по-своему, с «крестьянским уклоном», как напишет позже в автобиографии. Для творчества этого периода характерен пафос историзма, бунтарства, революционной романтики, призывные интонации, богоборческие мотивы.
- 1919 – 1923 – время разочарования в революции, непринятия братоубийственной гражданской войны и того социализма, который строят большевики: «Веслами отрубленных рук // Вы гребетесь в страну грядущего» («кобыльи корабли»).
В эти годы поэт входит в литературную группировку имажинистов (от фр. и англ. Image – образ). Имажинизм как оппозиция футуризму провозглашал самоценность художественного образа, а Есенин утверждал связь художественного образа с языком устного народного творчества.
- 1921 – 1923 – время характеризуется двойственным, противоречивым отношением Есенина к советской действительности.
- 1923 – 1925 – время новой попытки понять Русь Советскую: «Я человек не новый, что скрывать, // остался в прошлом я одной ногою, // Стремясь догнать стальную рать, // скольжу и падаю другою.» итог духовных исканий поэта: «Радуясь, свирепствуя и мучась, // Хорошо живется на Руси!» Ведущим в творчестве становится исповедальные мотивы, лирические интонации, мотив покаяния.
Основные мотивы лирики Есенина:
- мотив природы особенно характерен для раннего творчества, в котором основным приемом становится олицетворение («Поет зима, аукает…»); позже от простого олицетворения поэт перейдет к образам («Зеленая прическа, девическая грудь…»).
- мотив любви к животным («Табун», «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке»), жизненная позиция поэта выражена в словах «зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове».
- мотив крестьянского труда («Марфа Посадница», «Ус»).
- мотивы устного народного творчества (дед и мать Есенина на память знали множество народных песен, частушек, в тетрадях поэта было записано около четырех тысяч миниатюрных шедевров).
Например, мотив несчастной любви («Хороша была Танюша»).
- «древесные мотивы».
- космические мотивы.
Основные образы лирики Есенина
Образ Родины претерпел огромную эволюцию в творчестве Есенина. Уже в первом сборнике «Радуница» было сделано поэтическое открытие (находка) – образ голубой Руси (рожден весенним половодьем, которое Есенин наблюдал еще в детстве в родном селе Константиново: Ока слитая с небом). Но голубая Русь соседствует с Русью нищей, патриархальной (мотив сыновней любви). У Клюева Есенин заимствует концепцию макрокосмоса крестьянской избы (изба как символ Руси). Эта концепция непосредственно связана с неприятием цивилизации, сначала буржуазной, затем цивилизации вообще. (см. «Сорокоуст» (молитва по усопшему – автор провожает в последний путь Русь, уничтожаемую «железной конницей»), где неприятие переходит в протест, а заканчивается стихотворение активной нотой проклятия: «Черт бы взял тебя, скверный гость!»). неприятие цивилизации связано и с мотивом природы: устройство жизни лишь по принципу крестьянского подворья, а цивилизация губит природу – деревню – избу – человека.
Другим главным составляющим художественного мира поэта являются образы земли и неба. В центре природно-поэтического мира Есенина – «деревянная избенка». В начале творческого пути – это реальная деревенская изба. Но постепенно она мифологизируется, становится храмом, связующим землю и небо, а различные части этой избы и ее украшения (красный угол, конек на крыше) предстают символами связи земли с небом. С 1914 года в поэтическом мире Есенина появляется и небесное жилище – изба на небе. Это «золоченая хата», «божий» или «райский терем». В 1914 – 1919 годах обе сферы есененского мира – земная и небесная – взаимодействуют, влияют друг на друга и даже сливаются: божественный мир приобретает черты земного, а земной обожествляется. Вот почему небо в художественном мире поэта – «голубая трава», «голубая пыль», «голубой («небесный») песок», там растут деревья, пасутся «животные» (солнце, месяц, облака, тучи), а вода на земле – это небесная «синь, упавшая в реку». Природа у Есенина – божественный храм: в ней звезды «лампадки небесные», деревья – монашки, сумрак – ангел и т. п. В 20-е годы более важным для поэта будет образ земли: «На земле милее. Полно плавать в небо»; «Я думаю, как прекрасна земля и на ней человек!». А в центре земли все та же крестьянская изба с постройками (хлевом, гумном и другими). Характерно, что в поэзии Есенина почти нет городских пейзажей. «Осколки» города – «московские изогнутые улицы», «скелеты домов», «продрогший фонарь» - случайны, единичны и не складываются в цельную картину, то есть образа города как такового нет. Зачастую лирический герой даже не находит слов для описания месяца на городском небосклоне: «А когда ночью светит месяц, // Когда светит… черт знает как!». В городе поэт не находит себе места, мечтает, как блудный сын, возвратиться и вылечить душу слиянием с природой: «Я вернусь, когда раскинет ветви // По-весеннему наш белый сад».
Так поэт решает проблему личности и ее связи с миром, проблему отношений человека с обществом и природой. В стихах Есенин создает собственную концепцию человека. Поэт наделяет человека растительными, животными, космическими, божественными и дьявольскими качествами, но продолжает мечтать о гармонии в мире и душе человека.
Для раскрытия отношения поэта к природе, миру людей, историческим событиям служат также образы животных.
Цветовая символика в лирике С. Есенина
Активное пользование цвета – характерная особенность есенинского творчества. Поэт обращается к естественным цветам окружающего мира: зелень листвы, голубизна неба, золото осени, белизна зимы, темные тона вечера. Но вместе с тем цвет в его стихах всегда выражает определенное настроение, а оттенки цветов, их сочетание, придают изображению неповторимую индивидуальность и экспрессивность. В ранней лирике Есенин тяготеет к чистым, свежим, интенсивным тонам. Эти краски в своей совокупности передают цветовое богатство действительности, которая тускнет для лирического героя с годами. В целом цветовая гамма стихов Есенина созвучна основным краскам древнерусской живописи: голубой, золотой, красный, черный (фигурируют наиболее часто).
Цветовые эпитеты синий, голубой постоянно сопровождают образ Родины и передают чувство искренней сыновней любви. Также синий – символ стремления к небу, прекрасному, невозможному: «Вечером синим, вечером лунным // Был я когда-то красивым и юным».
Чистоту, нежность, которые ассоциируются с Русью, детством, юностью, любовью несут эпитеты алый, малиновый, розовый.
Интересно, что экспрессия, которую выражает цветовой эпитет, часто поддерживается и уточняется стоящими рядом словами, внутреннее содержание которых несет то же значение:
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Золотой – изначальный цвет, из которого все появилось и в котором все исчезает: «Звени, звени, златая Русь!». Это одновременно цвет величия, торжества и цвет увядания, угасания жизни.
Черный цвет передает горечь утраты, потерю, разочарование. В поэме «Черный человек» это символ внутренней ущербности, духовной несостоятельности, мучительной раздвоенности.
Фольклорные источники творчества Есенина
Программная статья – «Ключи Марии».
Есенин использует стилистические особенности народной лирики, тяготеет к формам и мотивам устного народного творчества, использует фольклорные конструкции, поэтические образы.
Важнейшие особенности лирики Есенина:
- Обилие повторов. Их функции: передача душевного состояния человека (смятения, волнения, радости), создание ритмического рисунка стиха.
Пример повтора с перестановкой слов:
С моей душой стряслась беда,
С душой моей стряслась беда
- Насыщенность обращениями (часто к природе): «Милые березовые чащи!»
- Сложная метафоричность. Пример развернутой метафоры: «Луна – заяц, звезды – заячьи следы» (ст. «Ключи Марии»).
- Образность. Образы создаются по фольклорному типу: Есенин берет материал из мира деревни, природы и стремиться охарактеризовать одно явление или предмет другим.
За ровной гладью вздрогнувшее небо
Выводит облако из стойла под уздцы.
- Использование приема психологического параллелизма.
- Многословность вызвана тем, что поэт добивается выразительности чувства, состояния в каждом слове, каждой строке.
- Музыкальность, напевность достигается за счет тяготения к точной рифме, придающей особую гладкость и звонкость стиху.
- Использование религиозной лексики для решения особых поэтических задач, для выражения сугубо светских идей.
- Наличие в стихах слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Свою любовь к родине Есенин передает с помощью сравнений, олицетворений, метафор, взятых из хорошо знакомого ему мира крестьянской жизни, благодаря чему создается законченная и яркая картинка характерная для сельской жизни: