Предромантизм.
Прежде чем обратиться к собственно романтизму, несколько слов надо сказать о предромантизме. Под этим названием объединяются литературные произведения, возникшие задолго до возникновения самого романтизма в 1790-х годах. То есть предромантизм – это романтизм до романтизма.
Для предромантизма свойственны: 1) стремление к экзотике, ко всему необычному – в основном к средневековому прошлому, готике; 2) мистический иррационализм и пессимизм – представление о том, что человек подвластен неким непонятным, необъяснимым, страшным, демоническим мистическим силам, которые губят его.
Предромантизм проявился главным образом в английской литературе. В 1762 г. шотландец Джеймс Макферсон опубликовал «Песни Оссиана», которые он выдал за подлинные древнекельтские эпические поэмы, написанные древним сказителем Оссианом в 3 веке н.э., хотя на самом деле сочинил их сам Макферсон искусно подражая известным образцам кельтской поэзии. Это была первая и самая известная в мировой литературе мистификация, потому что большая часть простых читателей в подлинность поэм Оссиана поверила. Макферсон ввёл в Англии и вообще в Европе моду на экзотику раннего средневековья. Сегодня поэмы Оссиана считаются первым проявлением предромантизма. Содержанием их является описание мрачной и величественной северной природы, герои Оссиана – кельтские богатыри в основном не совершают подвиги, а вспоминают давно совершённые подвиги, прошедшую любовь, страдают от безответной любви, скорой смерти и т.д. Размышляют о бренности и скоротечности жизни.
Песни Оссиана стали очень популярны в 18 - начале 19 века. Например, отрывок из них читает Вертер в самом конце романа «Страдания юного Вертера». Оссиана переводили все русские поэты конца 18 – начала 19 века.
В 1764 г. в свет вышел роман Горация Уолпола «Замок Отранто», положивший начало самому главному жанру предромантизма, ставшему очень популярным. Это жанр готического романа, или чёрного романа, или романа ужасов. Действие готического романа обычно происходит в мрачном, готическом средневековом замке, в котором когда-то давно совершено убийство, и с тех пор в замке появляются призраки, а потом совершается справедливая месть мистических сил. Так или иначе в готическом романе должно господствовать настроение таинственного и ожидание чего-то ужасного. В большинстве из них присутствуют некие мистические силы. И только в романах Анны Радклиф «Удольфские тайны» (1794) и «Итальянец» (1797) ужасные тайны объясняются вполне реалистически (но это скорее исключение из правила).
Лучшим готическим романом считается роман Метью Льюиса «Монах» (1795). Льюис написал этот роман, лучшее своё произведение в 19 лет, что очень удивительно. Тем более, что в романе много верных, зрелых размышлений о жизни.
Первая сюжетная линия. Монах Амбросио прославлен своей необыкновенной святостью, чистотой и суровостью, талантом яркого проповедника и внешней красотой (он кумир женщин и девушек). Дожив до 30 лет, он не ведал искушения страсти. Наступает момент, когда он разочаровывается в святости, жалеет о том, что не вкусил радости жизни, и как раз в этот момент обнаруживает, что молодой монах, с которым он любил дружески беседовать, переодетая прекрасная девушка Матильда, влюблённая в него. Она жаждет его любви, он ей сурово приказывает покинуть монастырь, она в порыве отчаяния пытается себя убить кинжалом, одежды её разрываются, и монах увидел её обнажённую грудь, с этого момента монаха сжигает сильнейшее плотское желание, он теряет сон, и в конце концов они стали любовниками (прямо в монастыре). Потом Матильда ему надоела, и он влюбился в необыкновенно красивую девушку Антонию, которая однажды пришла к нему на исповедь. Соблазнить Антонию ему помогла Матильда, которая, оказывается, умела вызывать духов, она дала монаху волшебное зеркало, где он увидел, как Антония купается у себя дома. Потом описано как Матильда вызвала демона, дала монаху волшебную веточку мирта (растения), с её помощью он ночью проник в дом Антонии, бесшумно открыв все двери, усыпил её крепчайшим сном и стал целовать и т.д. Но тут вошла её мать, и ему пришлось её задушить. Потом Матильда дала ему снадобье, которое на 48 часов усыпит Антонию (как Джульетту), её похоронят в склепе, а потом она окажется в полной его власти. Всё так и произошло, её похоронили в склепе соседнего женского монастыря.
Теперь вторая сюжетная линия. В соседнем женском монастыре раскрыто чудовищное преступление. Сестра Агнесса беременна, её ждёт суровейшее наказание настоятельницы, а пока рассказывается история любви Агнессы и дона Раймондо, отца ребёнка. Раймондо молодым человеком отправился в путешествие по Германии, и однажды вынужден был заночевать в лесу у дровосека. Но жена дровосека успела его предупредить, что на самом деле дровосек и его сыновья - разбойники, которые убивают и грабят проезжающих. Очень интересно и подробно описано, как внезапно человек ощущает себя во власти убийц, и не знает что делать. Однако им удаётся спастись. Раймондо, жена дровосека, а также проезжая баронесса убегают оттуда. Раймондо пригласили в замок к баронессе, там он влюбился в её племянницу Агнессу. Но Агнесса ещё до рождения родителями была обещана Богу, её решено насильно постричь в монахини. Узнав о любви молодых людей, баронесса приказывает Раймондо уехать, а Агнессу запирает в комнате. Но у них есть план побега. В этом замке раз в пять лет являлся призрак окровавленной монахини (убитой много лет назад без покаяния). Все кроме Агнессы и Раймондо в неё верили. Агнесса решила в день традиционного появления призрака переодеться в монахиню и беспрепятственно выйти из замка. Казалось бы побег удался. В назначенную ночь Раймондо подъехал к воротам, к нему вышла Агнесса в одежде монахини, он её обнял, сказал: «О Агнесса, ты моя, стал твоим отныне я», подхватил, усадил в карету, и поехал, потом началась гроза, лошади взбесились, понесли и через несколько часов карета разбилась. Раймондо получил тяжёлые ранения, его приютили в ближайшей деревне. Только монахиня-Агнесса исчезла. Зато к раненому Раймондо каждую ночь стала являться окровавленная монахиня, повторяя фразу: «О Раймондо, я твоя, и тобой владею я». Очень страшно описано её появление. Он не мог от неё избавиться, слуги, которых он оставлял в комнате в момент её появления засыпали мертвым сном и ничего не слышали. Жизнь превратилась для него в ужас. Но вдруг к нему явился некий странный человек, заявив, что знает о его страданиях, и как от них избавиться. Он пришёл в 12 часов ночи. Оказалось, что призрак его боится, особенно ужасен для него пламенеющий крест, выжженный у него на лбу, который был закрыт повязкой. Монахиня рассказала свою историю, в молодости в поисках наслаждений она сбежала из монастыря и стала любовницей барона, участвовала в его богохульных оргиях, а потом убила его, и сама была убита. Её кости до сих пор не похоронены, их надо похоронить и отслужить молебны. Раймондо обещал это сделать, и она ушла и больше не приходила. А этот человек оказался Вечным жидом, Агасфером. По легенде Агасфер – это еврей, который оттолкнул Христа, несшего крест на Голгофу. Агасфер осуждён на вечное презрение и скитание по земле (он не может задерживаться ни в одном месте более двух недель). Агнессу за это время успели насильно постричь в монахини, Раймондо нашёл способ встречаться с Агнессой в монастырском саду, вскоре она забеременела.
Через некоторое время до Раймондо дошло известие Агнесса в монастыре подверглась какому-то страшному наказанию и умерла. Раймондо добился от высших церковных властей ареста настоятельницы. Узнав о пытках, убийствах, разного рода издевательствах в монастыре над монахинями, возмущённый народ принялся громить монастырь. Во время погрома в потайном подвале склепа нашли Агнессу, еле живую прикованную цепью. Потом она рассказала, как настоятельница велела её замуровать, чтобы она телесными страданиями искупила тяжкий грех и спасла душу, как умер её родившийся в подземелье младенец. Подробно описаны страдания человека запертого в подземелье.
Во время погрома монастыря в соседнем склепе проснулась похороненная заживо Антония. К ней явился монах и изнасиловал её. Тут послышались шаги офицеров инквизиции, Антония вырвалась и побежала к ним, стала кричать, тогда монах убил её (чтобы спасти себя), однако его всё равно настигли и арестовали. Арестовали и Матильду. Потом их пытала инквизиция, они оба во всём признались, их приговорили к сожжению на костре. Когда монах ожидал исполнения приговора в своей камере, к нему вдруг пришла Матильда, объявившая, что она продала душу Сатане, который её освободил, и она может делать всё, что угодно, потому что ей служит Сатана, она призвала и его последовать за ней, оставила ему книгу с заклинанием. После долгих размышлений монах всё же призвал Сатану, продал ему душу и попросил только спасти его от инквизиции. Сатана его унёс в пустыню, объявил ему, что он не выдержал искушения дьявола, ибо всё, что было с ним с самого начала, было искушением, испытанием. Матильда с самого начала была всего лишь посланцем Сатаны. За это его ждёт страшное наказание. Дьявол подверг его мучительной и долгой смерти. А Агнесса и Раймондо поженились.