Жан-Жак Руссо (1712-1778)
Выдающийся французский мыслитель-просветитель, по известности равный Вольтеру. У Руссо крайне любопытная биография. В юности лишённый поддержки родителей (отец его был всего лишь часовщиком), он в 16 лет нанялся лакеем к одной знатной даме. У этой дамы он украл красивую ленту, но когда кража обнаружилась, обвинил в воровстве другую служанку, которую выгнали (это случай Руссо сам рассказал в своём автобиографическом произведении «Исповедь»). Потом несколько лет он жил у го-жи де Варанс, которая была старше его на 13 лет, заботилась о нём, он называл «матерью». Однако вскоре он её полюбил как женщину. Го-жа де Варанс, не отличавшаяся высокой нравственностью, очень любила молодых людей, и Руссо легко стал её любовником, потом к ним периодически добавлялись другие молодые люди, они жили втроём. Прибыв в Париж, Руссо стал жить с неграмотной служанкой, в конце концов через 20 лет совместной жизни они обвенчались, у них было 5 детей, всех их Руссо отправил в воспитательный дом, потому что не мог их содержать. При этом сам он уверял, что никогда не любил свою жену.
Все эти обстоятельства объясняются неуживчивым, робким характером Руссо, его абсолютной неприспособленностью к жизни. В конце жизни он сошёл с ума, у него была мания преследования, ему казалось, что его хотят убить. Умер в бедности.
При этом он был оригинальным ярким мыслителем. В 1750 году академия провинциального города Дижон объявила премию за лучшее сочинение на тему «Принесли ли науки и искусства пользу человечеству?». Руссо написал трактат «Рассуждение о науках и искусствах» и получил первую премию. В 1755 году Руссо написал второй трактат «Рассуждение о причинах и основаниях неравенства среди людей». Именно эти произведения принесли ему славу. В этих двух трактатах он впервые развил свою теорию, которую впоследствии назовут руссоизмом.
Итак, суть руссоизма заключалась в том, что, по мнению Руссо, науки, искусства, а также культура, цивилизация, просвещение (образование) повлияли на развитие человечества крайне отрицательно, они отдалили человека от природы и от первобытной естественности, наивности. Цивилизация принесла с собой неравенство, угнетение богатыми бедных, безнравственность, ложь и разврат. Самое счастливое, высоконравственное и свободное время в истории человечества, так называемый, «золотой век» – первобытное общество. Человек от природы добр, и только общество, цивилизация делает его злым, безнравственным. Таким образом, Руссо провозгласил возвращение к природе, естественности, простоте. Руссо ввёл термин «естественный человек», человек, сохранивший первобытную естественность и чистоту. Нужно особо подчеркнуть, что Руссо вместе с цивилизацией отверг и искусство.
Конечно же, эта теория Руссо по большому счёту ошибочная, неверная: первобытные люди были не менее безнравственными кровопийцами, чем люди 18 века. Войны между племенами и народами шли непрерывно (такова природа человека в принципе). Однако этот руссоизм очень многим запал в душу. Нравился руссоизм своим высоким нравственным пафосом, яростным обличением социального неравенства. Руссо стал восприниматься как самый яркий защитник бедных и угнетённых. Конечно, смысл теории Руссо не в том, что нужно разрушать цивилизацию и культуру, и уходить в лес с дубиной в руке, а в том, чтобы преобразить существующую цивилизацию, пронизать её духом естественной чистоты, простоты и нравственности, свести к минимуму противоречия цивилизации и природы.
Огромное влияние имел трактат Руссо «Общественный договор» (1762), который заложил основы политического устройства большинства современных стран. В основе любого государства, с точки зрения Руссо, должен лежать договор между народом и правительством. Истинную власть имеет только народ, а правительство он как бы нанимает для исполнения функции управления. Правительство обязуется управлять государством для блага народа, а народ обязуется подчиняться правительству. Но если правительство нарушит свои обязанности, перестанет заботиться о благе народа, тогда народ вправе свергнуть такое правительство. Считается, что он таким образом оправдал идею революции. Во всяком случае Руссо был любимым мыслителем Робеспьера, самого известного и кровожадного французского революционера.
В том же году Руссо опубликовал педагогический роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», в котором представил свою версию идеального воспитания и образования. Эмиль воспитывается в деревне, в тесном общении с природой, в изучении самой природе. Причём, Руссо почти полностью исключил из системы образования – чтение, кроме двух любимых книг самого Руссо – «Жизнеописания» античного писателя Плутарха и «Робинзона Крузо» Дефо. В состав романа включена «Исповедь савойского викария», священника, который должен привить Эмилю религиозные чувства. В этой «Исповеди» Руссо критикует официальное учение церкви, отвергает все обряды как ненужные и предлагает свой вариант религии – естественной, свободной «религии сердца».
И «Общественный договор» и «Эмиль» - обе книги были приговорены цензурой к сожжению.
Главным художественным произведением Руссо стал роман «Юлия, или Новая Элоиза» (1761) – роман в письмах, очень популярный в 18 и начале 19 века (в частности им зачитывалась Татьяна Ларина). Роман о трагической любви бедного учителя Сен-Пре и его ученицы молодой богатой дворянки Юлии, отец которой запрещает эту любовь, именно потому что Сен-Пре – не богат. В романе подробно описываются их чувства, любовь, страдания от невозможности её реализовать и т.д. Юлия вынуждена выйти замуж за умного дворянина Вольмара. Их брак основан на уважении, доверии и разуме. В этом браке Юлия сумела преодолеть страдания нереализованной любви, преодолеть саму любовь и обрести счастье в детях, в исполнении долга. С точки зрения художественной роман очень тяжёлый, потому что состоит из бесчисленного количества рассуждений персонажей. Вторая часть названия отсылает к истории запретной любви средневекового богослова Абеляра и его ученицы Элоизы, живших в 12 веке, их переписка стала очень знаменита.