Джонатан Свифт (1667-1745)
Великий английский писатель-сатирик. Как и Дефо долгое время занимался журналистикой, принимал активное участие в политической борьбе. В 1713 г. стал деканом собора святого Патрика в Дублине, столице Ирландии, завоеванной англичанами. При этом он не оставил публицистику, написал множество ярких памфлетов в защиту угнетённой Ирландии, за что его ирландцы очень любили (хотя сам он был англичанином), он был национальным героем Ирландии. Например, его памфлет «Скромное предложение» (1729), в котором он описал, как англичане устроили в Ирландии искусственный голод. Свифт предложил английскому правительству сразу убивать детей ирландских бедняков, продавать их на мясо, а из кожи делать перчатки.
Главное и единственное художественное произведение Свифта - великий фантастический и сатирический роман «Путешествия Гулливера» (1726). Полное название «Путешествия в некоторые удалённые страны мира в четырёх частях: сочинение Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а затем капитана нескольких кораблей». Существует полный взрослый перевод и несколько детских, сокращённых и адаптированых переводов (в основном только о путешествиях к лилипутам и великанам).
Роман Свифта – самое яркое, необычное художественное произведение эпохи Просвещения. Восхищает разнообразие фантастических образов в романе.
Гулливер – любитель морских путешествий и его постоянно заносит в диковинные страны. Через описание этих фантастических стран Свифт осмеивает недостатки Англии и других европейских стран, причём, обличение современного человечества происходит двумя разными способами, но об этом чуть ниже.
Часть 1. Путешествие в Лилипутию. Сначала Гулливер попал в Лилипутию, где живут маленькие человечки – лилипуты (слово придумал Свифт), ростом в 15 см. Гулливер среди лилипутов выглядит великаном, его называют человек-гора, поэтому в современной языке слово «Гулливер» приобрело значение – «великан». Первое, что сделал Гулливер после того, как его освободили лилипуты (он был верёвками привязан к земле) в самом начале книги – помочился. «Потребность эта была отправлена мной в изобилии, повергшем в великое изумление маленькие создания, которые, догадываясь по моим движениям, что я собираюсь делать, немедленно расступились в обе стороны, чтобы не попасть в поток, извергшийся из меня с большим шумом и силой». Вообще книга полна описаний подобного рода. Например, чуть дальше Гулливер описывает своё неудобство по поводу отправления большой нужды. Этим самым Свифт демонстрирует, что он описывает человека таким, какой он есть. Таково парадоксальное сочетание фантастики и реализма.
Цель романа – через описание фантастических стран осмеять и обличить недостатки европейского и прежде всего английского общества. Под Лилипутией Свифт имел в виду прежде всего Англию. Например, Лилипутию раздирает борьба двух враждующих партий – высококаблучников и низкокаблучников (то есть, одни ходят на высоких каблуках, другие на низких). Это явный намёк на борьбу двух английских партий – тори и виги. Война Лилипутии с соседним государством Блефуску основана на том, что блефусканцы разбивают яйца с тупого конца, а лилипуты с острого. Тут намёк на вражду между католиками и протестантами. Католиками были французы, а англичане в основном протестанты. Свифт явно имеет в виду, что различия между политическими партиями, религиозными конфессиями на самом деле совершенно незначительны, и на этом основании вести борьбу или даже войну – это также глупо, как враждовать по поводу того, с какого конца разбивать яйца. (Вообще само сопоставление людей и лилипутов намекает на ничтожество человеческих порядков и самих людей).
Это первый способ сатиры Свифта – то есть, через описание преувеличенных недостатков в Лилипутии осмеивает недостатки в Англии. Второй способ такой: Свифт специально подробно описывает в Лилипутии те важные, с его точки зрения, достоинства, которых явно нет в Англии, и снова получается обличение недостатков Англии (поскольку указание на отсутствие положительных необходимых качеств – тоже обличение). Например, в Лилипутии есть прекрасный закон, по которому сурово наказываются доносчики, если доказано, что они лживо обвинили невинного человека. При назначении на важные должности в Лилипутии избираются те люди, которые превосходят других не умственными, а нравственными качествами. Также в Лилипутии считается, что родители совершенно не умеют воспитывать детей, поскольку при создании детей, родители руководствуются совсем другими целями, потому вообще рождение детей не является сознательным делом. Для целенаправленного правильного воспитания детей в Лилипутии есть специальные воспитательные дома. Всего этого в Англии нет.
Этот способ обличения можно ещё назвать утопическим, или просто утопией. Утопия – описание фантастического идеального общества (так назвал своё идеальное общество английский гуманист Томас Мор, написавший книгу «Утопия» в 1516 году). По этому принципу другой способ сатиры - описание недостатков Лилипутии и других фантастических стран, сходных с недостатками Европы можно назвать Антиутопией. Антиутопия – описание фантастического общества, достойного порицания и обличения.
Когда империя Блефуску снарядила против Лилипутии огромный флот, Гуливер встретил его в море, зацепил каждый корабль верёвкой и привёл весь флот в распоряжение короля Лилипутии. Однако Гулливер отказался помогать завоеванию всей страны Блефуску (ибо завоевание одного народа другим бесчеловечно), этим вызвал большое неудовольствие императора. Скоро во дворце императрицы случился пожар, Гулливер потушил его так как смог, обильно помочившись, поскольку поблизости не нашлось никакой достаточно большой ёмкости для переноса воды. Императрица восприняла это как оскорбление.