Жан Расин (1639-1699)
Другой великий французский драматург-классицист Расин, в его трагедиях долг и честь не играют главной роли, его трагедии можно назвать – трагедиями страсти. Героями Расина владеет иррациональная, неуправляемая страсть, которая сводит их с ума, заставляя совершать трагические поступки, преступления.
Лучшая трагедия Расина и вообще лучшая классицистическая трагедия - «Андромаха» (1667). Сюжет взят, по обычаю классицистов, из древнегреческих мифов. Действие происходит после Троянской войны. Сын Ахилла Пирр привёз из Трои в качестве пленницы вдову Гектора Андромаху. Влюблённый Пирр добивается её руки, но она озабочена только тем, чтобы хранить верность убитому Гектору. В Пирра безумно влюблена Гермиона, дочь Менелая и Елены Прекрасной, его официальная невеста, но он к ней равнодушен, совершенно так же, как равнодушна к нему Андромаха. Точно так же, как сама Гермиона равнодушна к Оресту, сыну Агамемнона, влюблённого в неё.
Расин выстроил сложную, но интересную конструкцию, цепочку трёх страстных, но безответных любовей. Все трое влюблённых (Пирр, Гермиона и Орест) испытывают тяжёлые терзания, они видят, что их любовь безответна и безнадёжна, но не могут от неё отказаться, продолжают тешить себя надеждами. И вот, наконец, Пирр находит способ уговорить Андромаху: он угрожает, что отдаст её сына на казнь другим греческим царям, и она соглашается. Назначена свадьба, Гермиона сходит с ума от ревности: теперь её любовь к Пирру переросла в ненависть, она жаждет мести за то, что он всё-таки её отверг и женится на другой, и она приказывает Оресту убить Пирра прямо во время венчания, обещая за это выйти за него замуж. Честному Оресту не нравится такое убийство безоружного человека, но Гермиона настаивает, и влюблённый Орест соглашается. В центре внимания Расина буря в душе Гермионы, которая размышляет по поводу своего страшного приказа.
Гермиона сомневается, сможет ли Орест осуществить её замысел, убить Пирра, но она находится в таком безумном бешенстве, что сама готова на убийство, причём, ей уже даже безразлично, кого убить – Пирра или Ореста. Убийство должно произойти.
И убийство совершается, и совершает его, верный Гермионе, Орест. Пирр убит. Но Гермиона встречает Ореста не благодарностью, а ненавистью и проклятиями. Дело в том, что узнав об осуществлённом убийстве Пирра, она вдруг осознала, что всё-таки его любит. Это парадокс, живого Пирра она ненавидела и хотела его смерти, но мёртвого Пирра Гермиона снова полюбила. Она проклинает Ореста за то, что сама вчера упорно требовала от него. Она объяснила своё поведение так:
Поверил ты словам, что женщине влюбленной
Подсказывал ее рассудок помраченный?
Не должен ли ты был в душе ее прочесть,
Что, мучась от любви, она твердит про честь,
Это так называемая женская логика. Это логика человека, находящегося в вихре страстей.
Гермиона вне себя убегает, и главная роль переходит к Оресту. Через некоторое время он узнаёт, что безумная Гермиона во время похорон Пирра, бросилась на мёртвое тело Пирра, убитого по её приказу, и вонзила в себя кинжал. У Ореста начинает мутится рассудок, он видит убитого им Пирра.
Эта трагедия - вершина французского классицизма, но она, как и вообще все лучшие трагедии Расина, не подчиняется многим требованиям классицизма, она утверждает господство не разума, а безумной страсти, она вообще не затрагивает тему долга перед Родиной, королём или ещё перед кем-нибудь. Какая уж тут служба королю, когда человек не способен управлять сам собой! Расин просто трагически констатирует этот факт.